Астрофизики МГУ рассчитали сценарий «второй молодости» для экзопланет

Сотрудники ГАИШ МГУ имени М.В. Ломоносова исследовали поведение планет в аккреционном диске в двойной звёздной системе. Попав в такой диск, планеты могут активно мигрировать и начать приближаться к звезде, как происходит в обычных планетных системах на ранних этапах их развития. Через несколько миллионов лет планета может упасть на свою звезду, в результате чего в двойных системах могут возникать вспышки, сравнимые со вспышками новых. Исследование учёных поддержано грантом Программы развития МГУ «Ведущая научная школа «Физика звезд, релятивистских объектов и галактик» и принято к публикации в журнале Monthly Noticies of the Royal Astronomical Society. Препринт публикаций доступен в Архиве.

Самый бурный этап своего существования планеты переживают в процессе формирования. В это время растущие планеты погружены во вращающийся вокруг молодой звезды диск плотного газа и пыли — протопланетный диск, — и активно взаимодействуют с ним. Это взаимодействие приводит к миграции планет. Именно благодаря миграции формируются горячие юпитеры, а иногда планеты могут выпадать на звезды.

Падение планеты на звезду может сопровождаться мощным выделением энергии, сравнимым со вспышками новых звезд. Однако увидеть такое событие в молодой формирующейся системе непросто. «Надежды наблюдателей связаны с тем, что на более поздних стадиях эволюции планеты может приблизиться к звезде благодаря приливным силам. Но такие события происходят редко, и пока ни одного не было обнаружено. А можно ли как-то помочь планетам? Было бы здорово снова погрузить планетную систему в газовый диск. Но как это сделать? — рассказывает один из авторов исследования, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов. — Это возможно в двойной системе. Сейчас обнаружено уже более сотни планетных систем у двойных звезд. Если соседка звезды с планетной системой проэволюционировала и превратилась в звезду-гигант, то ее мощный звездный ветер должен приводить к появлению аккреционного диска вокруг другой звезды».

Сотрудники ГАИШ МГУ — Ольга КуликоваСергей Попов и Вячеслав Журавлев — впервые исследовали поведение планет в таком диске в двойной системе. Учёные показали, что планеты в диске, как и в годы своей молодости, начинают активно мигрировать и постепенно приближаются к звезде. В результате чего за несколько миллионов лет — время жизни звезды-соседки на стадии гиганта, — планеты могут выпадать на свою звезду. Это должно приводить к появлению ярких вспышек в двойных системах. Возможно, в недалеком будущем такие события будут обнаружены на новом обзорном телескопе LSST.

Изучение процессов, происходящих на планетах и планетных системах на ранних этапах развития может ответить на вопрос о происхождение жизни на Земле. Так, американские исследователи с помощью математической модели показали, что в аккреционном диске может происходить синтез простых органических соединений из неорганических молекул.

Пресс-служба МГУ