Деятельность нефтяных компаний сопровождается образованием большого количества промышленных отходов — бурового шлама, который, имея в своем составе загрязняющие вещества, оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Для того чтобы уменьшить отрицательное влияние, ученые Пермского Политеха предложили использовать ресурсный потенциал бурового шлама в качестве замены минерального порошка при производстве асфальтобетона. Кроме того, новый метод позволит достичь снижения себестоимости производства дорожного покрытия.

Зависимости предела прочности при сжатии от содержания бурового шлама

Зависимости предела прочности при сжатии от содержания бурового шлама

 

Разработка была представлена на конференции IOP: Materials Science and Engineering. Материалы исследования опубликованы в журнале «Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе». Исследование выполнено в рамках Программы академического стратегического лидерства «Приоритет-2030».

Образцы бурового шлама для анализа были отобраны на нефтяных месторождениях Западной Сибири.

— В ходе лабораторных исследований негативного воздействия образцов на окружающую среду было установлено, что в буровом шламе нет превышения предельно допустимой концентрации содержания тяжелых металлов в подвижной форме. Чтобы доказать его эффективность в качестве минерального порошка, были проведены исследования физико-механических характеристик, полученных образцов асфальтобетона, — сообщил аспирант кафедры «Охрана окружающей среды» Антон Власов.

— Полученные нами физико-механические свойства образцов асфальтобетона соответствуют требованиям ГОСТ 9128-2013. Буровой шлам придает асфальтобетону необходимую прочность, повышает вязкость нефтяного битума. Это дает основание рассматривать его в качестве сырья для производства строительных материалов без ограничений по показателям обеспечения экологической безопасности, — поделился профессор кафедры автомобилей и технологических машин Пермского Политеха, доктор технических наук, доцент Константин Пугин.

Использование шлама, образующегося при бурении, в качестве минерального порошка для производства асфальтобетона позволит снизить техногенную нагрузку на окружающую среду. Полученный материал соответствует нормативным документам, что предполагает производство асфальтобетонной смеси высокого качества. Продукт расширит ассортимент дорожно-строительных материалов.

 

Источник информации и фото: пресс-служба Пермского Политеха