Специалисты из Института археологии и этнографии СО РАН обнаружили очередную порцию первобытных украшений в широко известной Денисовой пещере на Алтае. Все они - кольцо, браслет, подвески были изготовлены из разных материалов по сложной технологии. Результаты исследования опубликованы в журнале «Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий».

В состав новой коллекции персональных украшений, обнаруженной в Денисовой пещере, входят плоская костяная бусина, шесть подвесок из зубов животных, подвеска из раковины моллюска, кольцо, браслет, подвеска из мрамора и искусственно отделенный кусочек красивого камня под названием серпентин.

Так, например, бусина делалась из трубчатой кости крупного млекопитающего. Тонкие удлиненные пластины-заготовки вырезались из стенок, затем для обработки поверхности использовались операции строгания, вырезания преформ, биконического сверления и шлифовки.

Кольцо и браслет сделаны из мрамора, костяные подвески были изготовлены из клыков лисицы и резцов лошади, сибирского горного козла и сайги, а еще одна подвеска из раковины молюска.

По словам специалистов, все находки датируются верхним палеолитом и использовались древними обитателями Денисовой пещеры для орнаментации одежды и в качестве личных украшений.

«Предполагается, что широкое распространение украшений являлось следствием не только существенного прогресса в развитии древних технологий, но и возрастающей потребности палеолитического человека во внутригрупповой и межгрупповой коммуникации, маркировании социального статуса, племенной, возрастной или гендерной принадлежности», — отмечают  ученые.

Изображение: Михаил Шуньков и др. / Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий, 2021