Содержимое могилы в Оглахты, Хакасия. Останки женщины, фрагменты погребальной маски и кремация неизвестного. Автор фото: Софья Стародубова

Содержимое могилы в Оглахты, Хакасия. Останки женщины, фрагменты погребальной маски и кремация неизвестного. Автор фото: Софья Стародубова

 

Как сообщает сайт НИ ТГУ, комплексная экспедиция Томского государственного университета и Государственного Эрмитажа во время раскопок на грунтовом могильнике Оглахты (Боградский район, Хакасия) обнаружила захоронение с уникальной сохранностью предметов из органики, относящихся к таштыкской археологической культуре 1700-летней давности. Открытие ученых поможет глубже понять древнюю историю Саяно-Алтая.

Экспедиция по изучению грунтового могильника Оглахты проводится в рамках проекта «Наследие Оглахтинских гор во времени и пространстве», поддержанного Фондом президентских грантов. Участники экспедиции – волонтеры из 10 регионов РФ. Помимо раскопок, в экспедиционном лагере проводятся открытые лекции по археологии и истории Саяно-Алтая, 3D-моделированию, естественно-научным методам исследований – магнитометрии, георадарным исследованиям, аэрофотосъемке и дендрохронологии.

В настоящий момент археологи расчистили одно погребение, в котором захоронены женщина и останки ещё одного кремированного человека. Однако уникальность могилы в другом: здесь найдены предметы из дерева, бересты и ткани, а это огромная редкость.

– Большая часть материальной культуры древних цивилизаций истлела до того, как археология стала наукой. Поэтому чаще всего археологи имеют дело с камнем, керамикой и металлом. Но наша экспедиция нашла предметы из дерева. И это не щепки и осколки, чего можно было ожидать от вещей 1700-летней давности, а крепкий сруб, который за всё это время только чуть отсырел, – пояснил руководитель экспедиции, заведующий лабораторией «Артефакт» ТГУ Евгений Водясов.

На исследование найденных в могиле предметов уйдут годы, но это будут годы интереснейшей работы, утверждает археолог. Выявленные в погребении предметы быта обещают рассказать о таштыкской культуре много нового.

Таштыкская культура – археологическая культура Южной Сибири железного века (I–VII вв. н.э.). Будучи во многом преемницей тагарской культуры скифского времени, принципиально отличается от нее рядом новых традиций. Хозяйство, судя по всему, оставалось земледельческо-скотоводческим.

На могильниках таштыкской культуры зафиксированы два типа погребальных традиций. Первая – это грунтовые могилы, как правило, содержащие мумифицированные останки, и погребальные «куклы» в человеческий рост с вложенными в них остатками кремации (сожженные человеческие кости). У мумий на лицах гипсовые маски с оригинальным орнаментом. В более поздний период (V–VII вв.) появляется традиция больших погребальных склепов, содержащих останки до 200 человек.

Неизвестная с Оглахты

В погребении археологи обнаружили предположительно женский костяк с частично сохранившимися остатками кожи.

Рядом с черепом неизвестной обнаружены многочисленные осколки гипсовой погребальной маски. К сожалению, с течением веков могила была серьезно потревожена местными грызунами (мыши и суслики очень любят делать гнезда в могильных полостях), поэтому череп неизвестной смещен, а маска фрагментирована. Впоследствии реставраторы надеются собрать ее из осколков, как пазл.

Рядом с телом женщины были найдены останки кремированного человека. Известно, что в похожих погребениях они были вложены в погребальную «куклу», которая до наших дней, увы, не сохранилась.

Таинственная «шкатулка»

Хранитель оглахтинской коллекции Государственного Эрмитажа Светлана Панкова рассказала, что в захоронении было найдено порядка десяти предметов из дерева: сосуды, бочонок с орнаментом и что-то похожее на корытце, а также предмет, условно названный «шкатулкой».

– Этот предмет точно имел какое-то функциональное назначение. Но какое – мы пока не понимаем. Интересно и то, что в ней содержалось. «На глаз» это определить невозможно, необходим химический анализ грунта. Возможно, этнографические параллели подскажут его назначение. Но уже очевидно, что это уникальный предмет, ранее нигде в древности не встречавшийся, – сказала Светлана Панкова.

Находки археологов слева направо: деревянный бочонок, корытце, шкатулка, глиняные сосуды. Автор фото: Софья Стародубова

Находки археологов слева направо: деревянный бочонок, корытце, шкатулка, глиняные сосуды. Автор фото: Софья Стародубова

 

Полевая реставрация

За сохранность сруба и найденных в нем предметов отвечает реставратор Государственного Эрмитажа Наталия Васильева.

– В целом сохранность предметов из могилы потрясающая. Причем мы имеем целый комплекс предметов, сопровождающих погребенного. Часто бывает, что в одном погребении сохранилось одно, в другом – другое, и мы не можем быть уверены, что во всех могилах одинаковый набор. А здесь мы имеем полный комплект, – уточнила она.

Погребальный инвентарь в могиле прекрасно сохранился благодаря тому, что сруб был обернут берестой и погребен под слоем камней и грунта. Внутри установился оптимальный для сохранности режим, близкий к условиям холодильника – около 10°С.

Дальнейшее изучение предметов и радиоуглеродный анализ образцов из склепа помогут установить наиболее точную дату захоронения. Параллельно датировка памятника будет проводиться методами дендрохронологии.

– Пройдет долгое время перед тем, как находки превратятся в экспонаты. После этого их можно будет возить на временных выставках, в том числе в Томск и Абакан. На сегодняшний день моя задача – сохранить предметы, чтобы в дальнейшем они жили уже в новой среде, – пояснила Наталия Васильева.

Двигатель раскопок

В полевом сезоне 2021 года раскопки проводят не только специалисты-археологи, но и волонтеры. Для участия в раскопках в Хакасию съехались добровольцы из 10 регионов России.

– У меня уже есть опыт работы в археологических экспедициях, преимущественно на памятниках Кузбасса. Но Хакасия для любителя археологии – уникальный регион. Местные памятники могут рассказать об огромном числе племен и народов. Такое для Сибири большая редкость, – рассказал волонтер Михаил Данилов.

Привлечение волонтеров со всей страны стало возможно благодаря проекту «Наследие Оглахтинских гор во времени и пространстве», поддержанному Фондом президентских грантов.

Помимо работы на могильнике, участники экспедиции прослушали серию полевых лекций от ведущих специалистов по археологии, полевой реставрации, фотограмметрии и созданию 3D-моделей, магнитометрии и георадарным исследованиям.

База для новых открытий

Экспедиция также стала базой для учебных практик двух подразделений Томского государственного университета – факультета исторических и политических наук и Высшей школы журналистики.

Волонтёры проекта. Автор фото: Анатолий Свирин

Волонтёры проекта. Автор фото: Анатолий Свирин

 

– Мы сознательно пошли на такой эксперимент, когда практику одновременно проходят студенты разных направлений. Историки участвуют в археологических раскопках, антропологи работают с человеческими останками и изучают отношение местного сообщества к археологическим памятникам. Открытия археологов фиксируют фотографы и видеографы. Текст о нашем открытии помогали писать студенты-журналисты. К марту мы надеемся все вместе сделать большой мультимедийный проект об оглахтинских древностях, – резюмирует заведующая кафедрой антропологии и этнологии ТГУ Ольга Зайцева.

Работы археологической экспедиции 2021 года не ограничиваются одним раскопом. Параллельно ведутся работы на втором, который во всем отличается от первого – и наличием прокалённой почвы, и горелой древесины.

Полевые работы на грунтовом могильнике Оглахты продолжатся, пока все археологические находки не будут зафиксированы и упакованы для дальнейшего изучения. Так что время и место для новых открытий еще есть.

Текст: студенты ФЖ ТГУ Варвара Слепкова, Мария Петрищева, Варвара Баскова

Фото предоставлены участниками экспедиции