12 апреля 1988 года. Выдан первый патент на генетически модифицированное животное

Этим животным стала лабораторная мышь, в ДНК которой был внесен ген, вызывающий рак у млекопитающих, для исследования злокачественных опухолей.

12 апреля 1988 года произошло историческое событие: Бюро патентов и торговых марок США (The U.S. Patent and Trademark Office) выдало первый в мире патент на генетически измененное живое существо. Этим живым существом стала лабораторная мышь, а получателями патента — генетики из Гарвардского университета доктор Филип Ледер и доктор Тимоти Стюарт.

Ледер и Стюарт выделили ген, приводящий к развитию раковых опухолей у многих млекопитающих, и внесли его в ДНК оплодотворенных мышиных яйцеклеток. На получившихся из этих яйцеклеток грызунах гарвардские ученые изучали механизмы развития рака. На эту эффективную модель для исследований, представляющую собой «трансгенное млекопитающее, не являющееся человеком» они и получили патент № 4,736,866.

Выдача патента вызвала одобрение среди ученых и других представителей биотехнологической отрасли. Они указывали на то, что теперь в отрасль начнет поступать больше инвестиций, а биологические исследования в области медицины, сельского хозяйства, лесоводства и других связанных с живыми существами областях станут более эффективными.

Нашлись, впрочем, и критики, причем на самом высоком уровне — в Конгрессе США. По их мнению, выдача патента на генетически модифицированное живое существо создавало опасный и неоднозначный прецедент, и потому такое решение нельзя было принимать без широкого общественного обсуждения и участия Конгресса.

В наше время патентами в области генной инженерии уже никого не удивишь: достаточно вспомнить один только недавний патентный спор между Калифорнийским университетом в Беркли и Институтом Брода MIT за права на прорывную технологию редактирования генома CRISPR.

генная инженерия лабораторные животные памятные даты патенты