Глиобластома – особенно агрессивная опухоль мозга, которая в настоящее время неизлечима. Врачи-онкологи могут увеличить продолжительность жизни пациентов с помощью операций, облучения, химиотерапии или хирургического вмешательства. Тем не менее половина пациентов умирает в течение двенадцати месяцев после постановки диагноза.

Лекарства, эффективные против опухолей мозга, найти сложно, поскольку многие противораковые препараты не могут преодолеть гематоэнцефалический барьер и попасть в мозг. Это ограничивает выбор возможных методов лечения. Поэтому нейроонкологи уже некоторое время ведут интенсивные поиски лучших лекарств, способных достигать мозга и уничтожать опухоль.

Исследователи под руководством профессора ETH Zurich Беренда Шнайдера нашли вещество, которое эффективно борется с глиобластомами, по крайней мере, в лабораторных условиях: антидепрессант вортиоксетин. Ученым известно, что этот недорогой препарат, который уже одобрен такими ведомствами, как FDA в США и Swissmedic, способен преодолевать гематоэнцефалический барьер.

Ведущий автор исследования Сохён Ли обнаружил это с помощью фармакоскопии – специальной скрининговой платформы, которую ученые разработали в ETH Zurich за последние годы. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Medicine.

С помощью фармакоскопии ученые могут одновременно тестировать сотни активных веществ на живых клетках из раковой ткани человека. Исследование в первую очередь было посвящено нейроактивным веществам, преодолевающим гематоэнцефалический барьер, таким как антидепрессанты, лекарства от болезни Паркинсона и антипсихотики. В общей сложности команда исследователей протестировала до 130 различных препаратов на опухолевых тканях 40 пациентов.

Чтобы определить, какие вещества воздействуют на раковые клетки, исследователи использовали методы визуализации и компьютерный анализ. Для скрининга Ли проанализировал свежие раковые ткани пациентов, недавно перенесших операцию в Университетской клинике Цюриха. Затем ученые обработали эту ткань в лаборатории и проверили на платформе фармакоскопии. Через два дня исследователи получили результаты, показывающие, какие препараты действуют на раковые клетки, а какие нет.

Некоторые, но не все протестированные антидепрессанты оказались неожиданно эффективными против опухолевых клеток. Особенно хорошо эти препараты действовали, когда быстро запускали сигнальный каскад, который важен для клеток-предшественников нейронов, но также подавляет деление клеток. Наиболее эффективным антидепрессантом оказался вортиоксетин.

На последнем этапе исследователи из Университетской клиники Цюриха протестировали вортиоксетин на мышах с глиобластомой. В этих испытаниях препарат также показал хорошую эффективность, особенно в сочетании с текущим стандартным лечением.

Сейчас группа исследователей готовит два клинических испытания. В одном из них пациенты с глиобластомой будут получать вортиоксетин в дополнение к стандартному лечению (операция, химиотерапия, облучение). В другом пациенты получат индивидуальный подбор препарата, который исследователи определят для каждого человека с помощью платформы фармакоскопии.

«Преимущество вортиоксетина в том, что он безопасен и очень экономичен», – говорит Михаэль Веллер, директор отделения неврологии и соавтор исследования. «Поскольку препарат уже одобрен, ему не нужно проходить сложную процедуру утверждения, и вскоре он может стать дополнением к стандартной терапии этой смертельно опасной опухоли мозга». Он надеется, что онкологи смогут использовать его в ближайшее время.

Однако он предостерегает пациентов и их родственников от самостоятельного приобретения вортиоксетина и его приема без наблюдения врача. «Мы пока не знаем, работает ли препарат на людях и какая доза необходима для борьбы с опухолью, поэтому необходимы клинические испытания. Самолечение было бы очень большим риском».

Тем не менее, он считает, что в данном исследовании был достигнут идеальный результат: «Мы начали с этой ужасной опухоли и нашли существующие препараты, которые борются с ней. Мы показали, как и почему они работают, и скоро сможем испытать их на пациентах». Если вортиоксетин окажется эффективным, это будет первый случай за последние десятилетия, когда было найдено активное вещество, способное улучшить лечение глиобластомы.

[Фото: Sohyon Lee and Berend Snijeder / ETH Zurich]