Несмотря на обширное военное и культурное влияние Римской империи на близлежащий Балканский полуостров, анализ ДНК людей, живших в этом регионе в период с 1 по 1000 г. н.э., не обнаружил генетических доказательств итальянского происхождения железного века. Вместо этого исследование, опубликованное в журнале Cell, выявило последовательные волны миграций из Западной Анатолии, центральной и северной Европы и понтийско-казахской степи в период правления империи, сообщает издательство Cell Press.

Начиная с VII века н.э. (совпадающего с падением Западной Римской империи), большое количество людей эмигрировало из Восточной Европы, что, вероятно, было связано с прибытием славяноязычного населения, в результате чего современные жители Балкан имеют 30-60% славянских предков, наблюдаемых у современных балканских народов.

«Мы обнаружили генетический след славянской миграции по всем Балканам», – говорит старший автор работы и палеогеномист Карлес Лалуэза-Фокс. Большинство исследований древней ДНК посвящено периоду до появления письменности, но методы изучения могут дать представление и о более поздних исторических периодах, особенно если они используются в сочетании с исторической и археологической информацией.

ДНК может дать много сведений об исторических периодах, особенно в регионах, где исторические источники скудны, или когда неизвестно, являются ли они предвзятыми. Например, большинство артефактов с Балкан написаны римлянами, потому что славянские народы в то время не имели письменности.

Балканский регион был одним из дальних рубежей Римской империи, что делает его интересным для изучения, потому что тут можно ожидать контакта жителей с людьми за пределами империи, так что появляется возможность проследить влияние глобализации.

Исследователи извлекли ДНК из 136 древних людей, раскопанных в 20 различных местах на Балканах, где были крупные римские города, военные крепости и небольшие сельские поселения. Группа исследователей сосредоточилась на трех периодах: во время расширения и расцвета Римской империи (1-250 гг. н.э.), в позднеимперский период (около 250-550 гг. н.э.) и после распада Западной империи (550-1000 гг. н.э.).

Чтобы обеспечить культурный и исторический контекст для генетических данных, команда сотрудничала с местными археологами и историками. Для каждой могилы они документировали тип захоронения, а также любые предметы, захороненные вместе с людьми, такие как монеты, украшения, керамика, инструменты и оружие. Исследователи также использовали радиоуглеродное датирование для определения возраста 38 древних людей, что позволило получить изотопные данные, дающие представление о рационе питания этих людей.

Ученые были удивлены, не найдя никаких доказательств итальянского происхождения железного века среди балканского населения в период расцвета Римской империи. Вместо этого было видно, что в этот период наблюдался приток людей из Западной Анатолии, другой части Римской империи. Также были обнаружены свидетельства отдельных миграций на Балканы как изнутри, так и из-за пределов Римской империи. Примечательно, что 16-летний мужчина, раскопанный в некрополе крупного римского города, имел 100-процентное происхождение из Восточной Африки. Он был похоронен с масляной лампой с изображением орла. Изотопный анализ его зубов показал, что в детстве юноша употреблял морские источники белка и поэтому, скорее всего, вырос в отдаленном регионе.

В позднеимперский период, между 250 и 550 гг. н. э., были обнаружены мигранты со смешанным происхождением из Северной Европы и понтийско-казахской степи. Начиная с 600 года н.э., вскоре после падения Западной Римской империи, начался большой приток людей из Восточной Европы. После 700 года н. э. предки жителей Балканского полуострова были очень похожи на современные группы населения региона, что позволяет предположить, что эти миграции привели к последнему крупному демографическому сдвигу в регионе. Перемещения совпадают со славянскими, но анализ ДНК дает представление об их масштабах, которые невозможно почерпнуть из исторических источников.

«Ведутся споры о том, насколько влиятельными были миграции славян и в какой степени распространение славянского языка происходило благодаря культурному влиянию или перемещению людей, но наше исследование показывает, что они имели глубокий демографический эффект», – говорит Райх. Более половины предков большинства народов на Балканах сегодня происходят от славян, и около трети славянских предков даже в таких странах, как Греция, где сегодня не говорят на славянских языках.

[Фото: Miodrag Grbic]