Карлос Харамильо (Carlos Jaramillo), специалист по пыльце растений из Смитсоновского института тропических исследований в Панаме, Хайме Эскобар (Jaime Escobar), палеоклиматолог из Университета Севера, Колумбия, и их коллеги провели исследование почв бассейна Амазонки и пришли к выводу, что побережье Южной Америки между Венесуэлой и Колумбией и обширные пространства древней Амазонии дважды оказывались под поверхностью моря, что отчасти объясняет необычайное биоразнообразие этого региона. Подробно свои результаты ученые описали в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Одна из интереснейших биогеографических загадок — как геологическая история бассейна Амазонки сформировала ее экосистему. Недавнее исследование осадочных пород на востоке Колумбии и северо-западе Бразилии дало основание предположить, что огромный бассейн Амазонки — эта река образовалась всего около 9 млн. лет назад — в прошлом не меньше двух раз покрывался океанской водой.

Разнообразие гипотез насчет генезиса ландшафта Амазонии до возникновения этой реки тоже достаточно велико — затопленные водой тропические леса, огромное пресноводное озеро или веерообразная система потоков, охватывающая чуть ли не весь континент. Существует теория, что в эпоху миоцена, от 23 до 5 млн. лет назад, Амазонию заливали океанские воды, и это, возможно, и создало среду, в которой эволюция привела к формированию множеств новых биологических видов. Ученые в целом согласны с тем, что части Амазонии могли быть в прошлом покрытыми водой, но в отношении механизма и масштаба этих затоплений согласия нет.

Новое исследование показывает, что Амазония претерпела два отдельных затопления: в начале и в середине миоцена (соответственно около18 и 14 млн. лет назад). По мере продвижения этой воды в глубь континента глубина ее уменьшалась. В результате этого формировалась сначала экосистема слабосоленой морской воды, затем водная переходная зона, которая в итоге уступала место суше. Четко различающиеся пласты, выявленные кернами осадочных пород, показывают, что в Колумбии затопления длились 900 000 и 3,7 млн. лет, а в западной Амазонии — 200 000 и 400 000 лет.

Самыми интересными находками в керне шириной в несколько сантиметров из района Салтарин в Колумбии оказался зуб акулы, возможно, черноперой или рыбы-молота, и остатки ротоногого рака, который зарывается в песчаное или илистое дно тропических морей. «Находка зуба акулы в таком узком керне означает, что акул там должно было быть очень много, а это характеризует масштабы вторжений соленой воды, — сказал Харамильо. — Тропические леса Амазонии – очень динамичная система, и они далеко не так стары, как считалось раньше. Сегодня они покрывают площадь, равную площади континентальной части США, но около 14 миллионов лет назад это был океан».

По мнению Харамильо и его соавторов, хотя вторжение море в миоцене не было единственной причиной биоразнообразия Амазонии, но некоторые роды растений современных тропических лесов Амазонии могут быть потомками видов, существовавших в длительно затопленных лесах.

[Фотография: The Rainforest Foundation]