ALMA увидела место формирования планеты у молодой звезды

С помощью телескопа ALMA астрономы обнаружили небольшую концентрацию пыли в диске вокруг TW Hydrae, ближайшей к нам молодой звезды. Ученые предполагают, что в этом диске растет или только собирается сформироваться планета.

С помощью телескопа ALMA (Atacama Large Millimeter / submillimeter Array) астрономы обнаружили небольшую концентрацию пыли в диске вокруг TW Hydrae, ближайшей к нам молодой звезды. Ученые предполагают, что в этом диске растет или только собирается сформироваться планета, передает пресс-служба Национальной астрономической обсерватории Японии.

Молодая звезда TW Hydrae расположена в созвездии Гидры на расстоянии 194 световых лет от нас. Это ближайшая к Земле звезда, вокруг которой могут формироваться планеты. Окружающий ее пылевой диск - лучшая цель для изучения процесса формирования планет.

Предыдущие наблюдения ALMA показали, что диск состоит из концентрических колец. Теперь новые наблюдения ALMA с более высокой чувствительностью выявили небольшой сгусток вещества в образующем планету диске. Сгусток вытянут по направлению вращения диска, его ширина приблизительно равна расстоянию между Солнцем и Землей, а длина - примерно в четыре с половиной раза больше.

«Истинная природа скопления до сих пор не ясна, - говорит Такаши Цукагоши (Takashi Tsukagoshi) из Национальной астрономической обсерватории Японии и ведущий автор исследовательской работы. - Это может быть “околопланетный” диск, питающий детскую планету размером с Нептун. Или же это вихревой газ поднимает частицы пыли».

Планеты образуются в дисках из газа и пыли вокруг молодых звезд. Частицы пыли размером с микрометр слипаются, образуя более крупные зерна, камни и, наконец, планету. Теоретические исследования предсказывают, что планета-младенец окружена «околопланетным» диском, небольшой структурой внутри более крупного пылевого диска вокруг звезды. Планета собирает материал через этот околопланетный диск. Важно найти такой диск, чтобы понять конечную стадию роста планеты.

Холодную пыль и газ в дисках вокруг молодых звезд трудно увидеть в видимом свете, но они излучают радиоволны. Обладая высокой чувствительностью и разрешением для таких радиоволн, ALMA является одним из самых мощных инструментов для изучения генезиса планет.

Тем не менее, яркость и вытянутая форма структуры, выявленная ALMA, не совсем соответствует теоретическим прогнозам для околопланетных дисков. Это может быть газовый вихрь, который, как ожидается, будет образовываться в разных местах вокруг молодой звезды. Обнаружение только одного скопления пыли в это время также противоречит теоретическим исследованиям. Таким образом, исследовательская группа не смогла прийти к окончательному ответу о природе пыльного скопления.

Результаты исследования даны в статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.

[Фото: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), TSUKAGOSHI ET AL.]