Член Президиума СО РАН с конца 90-х годов прошлого века, академик Алексей Эмильевич Конторович высказался по поводу уголовного дела в отношении председателя СО РАН, вице-президента РАН с 2008 по 2017 год Александра Леонидовича Асеева, который обвиняется в незаконной приватизации служебного коттеджа.
Я считаю, что всё, что происходит вокруг Александра Леонидовича Асеева в последние годы, конечно, несправедливо. И кроме раздражения и неуважения к некоторым из моих коллег, которые «подогревают» это дело, никаких чувств происходящее не вызывает. При этом многие из рассказываемых легенд действительности не соответствуют.
Приватизировали коттеджи многие члены Академии и, с моей точки зрения, справедливо, ведь, когда они переходили жить в коттеджи, то возвращали государству свои квартиры, полученные ранее безвозмездно в рамках советской системы распределения жилья.
Случай Александра Леонидовича отличается, поскольку он имел прекрасную квартиру в центре Академгородка, за строительство которой он заплатил большие деньги. И когда он получил коттедж, то свою квартиру безвозмездно передал СО РАН, то есть он подарил государству квартиру, которую построил сам! И это единственное, чем процесс приватизации квартиры Асеевым отличается от такой же приватизации другими учеными (а ведь приватизировали коттеджи не только члены Академии). В отличие от всех остальных, он добровольно отдал государству лично ему принадлежащую квартиру. За это его надо было поблагодарить, а не доказывать какую-то вину и доводить человека до такого состояния, что он практически потерял работоспособность на почве этих нервных потрясений!
Я тоже член Академии более 30 лет, и, наверное, имел право получить коттедж, сдав свою квартиру. Правда, я от этого отказался, потому что видел, что идет какая-то подковёрная борьба за право приватизации, и участвовать в этих играх я не хотел. Я получил квартиру, в которой теперь и живу. И я говорил Александру Леонидовичу, что, видимо, и ему в свое время надо было отказаться от его приватизации. Он бы жил в нем до тех пор, пока он жив, и если он беспокоился о том, что после его кончины (если бы он ушел раньше), оттуда могли выселить его супругу, то таких прецедентов не было: ни из одного коттеджа ни одну вдову ни разу не выселили, все они жили там до конца своих дней. Я думаю, что ему можно было бы тоже отказаться от этого жилья, и тогда сейчас не было бы этого странного и надуманного дела. Но тем не менее теперь обвинять его в каких-то нарушениях закона, мне кажется, неправильно, несправедливо.
Александр Асеев закончил НГУ и с тех пор всегда жил в Академгородке. Многие ученые работали и учились вместе с ним, знают его как честного порядочного человека. Но почему-то в сложившейся ситуации ни один из них за него не заступился! Мне стыдно за моих товарищей!
Важно сказать и о том, что Александр Леонидович Асеев десять лет был вице-президентом Академии наук и Председателем Сибирского отделения РАН, и он блестяще работал! Работал честно, добросовестно. По уровню работы его можно сравнить с такими председателями СО РАН, как Валентин Афанасьевич Коптюг и Николай Леонтьевич после 90-х годов. И очень много сделал для СО РАН после того, как в 2013-2014 годах были приняты, с моей точки зрения, глубоко ошибочные решения, направленные против Академии наук в целом и против ее Сибирского отделения. Есть множество примеров его самоотверженной ответственной работы на благо отечественной науки. И даже если предположить, что он совершил какую-то ошибку, то его стоит поблагодарить за сделанную работу, а не добивать, как это происходит сейчас.
Александр Леонидович — это настоящий патриот, настоящий гражданин нашей Родины. И если мы со своими товарищами будем так поступать, то в той сложной политической обстановке, в которой сейчас находится Россия, мы скоро останемся без союзников на своей собственной территории!
Сейчас нападки на Академию наук идут по всем направлениям. Она лишена своих былых полномочий, и, с моей точки зрения, это серьезная ошибка государства. В наше сложное время жить без мозгов такая страна, как Россия, не может! А других мозгов у России нет, и создать их быстро нельзя! А если государство будет обращаться со своими мозгами так, то поставит себя в еще более тяжелое положение… Кстати, академик Асеев всегда говорил об этом честно и стремился сохранить Академию наук и уровень ее работы для нашей страны. Очень жаль, что это, судя по всему, совершенно не оценили, и теперь он оказался в такой ужасной ситуации.
Разумеется, я высказываю свое личное мнение и не пытаюсь оказать давление на суд. Я читал о позиции адвоката и надеюсь, что прокуратура, адвокат и, в конечном счете, суд найдут правильное решение.