Александр Сергеев: НИИ медицинской приматологии должен быть базовым институтом в российской нейронауке

На встрече с академиком Борисом Лапиным Александр Сергеев и Владимир Чехонин обсудили, как можно включить НИИ медицинской приматологии в программу по нейронаукам и искусственному интеллекту, которую сейчас разрабатывают в РАН.

21 июля президент Российской академии наук Александр Сергеев и вице-президент РАН Владимир Чехонин встретились в Сочинском институте медицинской приматологии с известным отечественным приматологом, академиком Борисом Лапиным. На встрече ученые обсудили, как можно включить институт в программу по нейронаукам и искусственному интеллекту, которую сейчас разрабатывают в РАН.

- Я думаю, что основной недостаток сегодняшних исследований, – это отсутствие или очень незначительные работы в этой области (в области нейронауки – НР), – отметил Борис Лапин. – Высшая нервная деятельность у обезьян больше всего схожа с нервной системой человека. Поэтому нам необходимы эти исследования, и, я думаю, мы их начнем в самое ближайшее время.

Как отметил Александр Сергеев, НИИ медицинской приматологии должен стать базовым учреждением российской нейронауки. Но чтобы он стал этой базой для исследований мозга человека с помощью приматов, сначала нужно решить ряд важных вопросов.

Во-первых, необходио создать лабораторию для исследования мозга. Раньше, еще в Сухуми, у Бориса Аркадьевича было пять лабораторий, которые занимались изучением мозга и нервной системы. Но когда институт переехал в Адлер, ни одной такой лаборатории не открыли. Во-вторых, есть сложность с оборудованием. Сегодня в институте нет современных компьютерных и магнитно-резонансных томографов. Для диагностики организма обезьян нужны высокоточные МРТ-сканеры: со статической напряженностью магнитного поля в семь Тесла. Такие аппараты позволяют получить четкое изображение.

Наконец, третья проблема связана с кадрами, а вернее – с жилищными условиями для новых сотрудников. Этот вопрос Александр Сергеев и Владимир Чехонин уже подняли на прошедшей недавно встрече с губернатором Краснодарского края и мэром города Сочи. Власти обещали помочь с квартирным вопросом для ученых.

Когда все три проблемы удастся нивелировать, НИИ медицинской приматологии поможет российской нейронауке выйти на новый уровень.

- Я вижу превалирующую роль института приматологии в решении комплекса задач, которые обеспечат исполнение этой программы, – подчеркнул Владимир Чехонин. – Прежде всего, это нейрофармакология – создание и разработка новых лекарственных препаратов. Без доклинических испытаний на приматах ни один препарат не может быть внедрен в клиническую практику.

- Конечно, исследование мозга человека невозможно без исследования мозга обезьяны. Обезьяна – это лабораторный двойник человека. Мы все относимся к классу приматов, поэтому многие механизмы – и иммунологические, и метаболические, и мыслительные – схожи у человека и обезьяны, – добавил директор НИИ МП Сергей Орлов. – Я надеюсь, что этот визит [президента РАН – НР] приведет к дальнейшему развитию института, привлечет новые научные кадры. Я думаю, что у нас большое будущее.

александр сергеев борис лапин владимир чехонин исследование мозга медицина нейронауки нии медицинской приматологии обезьяны приматы ран сергей орлов