Сфера недропользования сегодня пытается найти решение целому ряду экономических и технологических проблем. Необоснованность проектных денежных потоков, учет неопределенности и рисков, проблемы ликвидации месторождений, передача предпочтения интересу общественному вместо коммерческого, реальная необходимость государственной поддержки, внедрение инноваций и новейших научных разработок, а также роль самой Академии наук в развитии и становлении недропользования – об этом и не только рассуждали на заседании президиума РАН д.э.н. Сергей Абрамович Смоляк и д.т.н. Илья Михайлович Индрупский в докладе «Актуальные проблемы стоимостной оценки извлекаемых запасов нефти и газа».
В ходе подготовки проектов разработки месторождений предлагается много различных вариантов действий и путей развития, каждый из которых рассматривается и утверждается Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра). Каждое месторождение само по себе уникально, и подобрать какой-то типовой проект, подходящий абсолютно для всех ситуаций, невозможно. Все проектные документы дополняются экономическими расчетами и оценками, осуществляемыми по утвержденным методикам, научная составляющая которых мало отвечает требованиям современности. Это одна из важнейших проблем в сегодняшней экономике: методология должна быть обновлена – ведь эта методология, по сути, определяет множество долгосрочных решений.
Проектные разработки сегодня определяют дальнейшие действия на десятки лет вперед. Систему скважин, уже расположенную на месторождениях, переставить на другое место нельзя. Поэтому при выборе месторождения для последующей работы с ним необходимо учитывать возможную выгоду от него на долгосрочную перспективу. Для этого используется механизм дисконтирования и стоимостной оценки месторождения. Подобные данные нужны как для финансовых учреждений и инвесторов, так и самим недропользователям для оценки стоимости активов, выбора рациональных вариантов разработки месторождения и принятия иных управленческих решений. Не менее важны они и для государства при утверждении проектов разработки месторождения и контроле их реализации, а также для планирования развития всей отрасли.
Суть стоимостной оценки определяется как сумма дисконтированных потоков выгод (денежных потоков), связанных с наиболее эффективным вариантом разработки месторождения за весь период разработки. В этой сфере существует несколько экономических проблем. Одна из них – проблема выгоды. Участникам рынка нужна рыночная стоимость запасов. Она отражает выгоду от недропользования, коммерческий эффект проекта. Государственные органы сегодня, стремясь максимально сблизить российскую классификацию запасов с принятыми нормами в международно-финансовых структурах, предлагают ориентироваться именно на этот фактор, что серьезно ослабляает государственный контроль и мониторинг данных проектов, а также ставит систему оценки запасов в сильную зависимость от текущих условий.
Вторая экономическая проблема – необоснованность проектных денежных документов. Затраты нередко берутся «с потолка», ряд из них вообще не учитывается (например, ожидаемые затраты на устранение разного рода аварий). В то же время часто включаются затраты, не связанные с реализацией проекта или включающие монопольную или коррупционную составляющие. В связи с этим необходимо разрабатывать нормативно-методические документы по формированию проектных денежных потоков, а также проводить квалифицированную экспертизу.
В ходе обсуждения доклада на заседании президиума было принято решение, что подобную экспертизу может и должна проводить Академия наук, обладающая квалифицированными специалистами и экспертами. Этот вопрос планируется подробно обсудить с представителями власти.
В своем докладе Сергей Абрамович говорил и о проблеме учета неопределенности и рисков. В «финансовых» проектах неопределенность носит вероятностный характер и проявляется в волатильности будущих доходов и учитывается в ставке дисконтирования. В проектах разработки месторождений неопределенными являются геологическая и фильтрационная модели месторождения, объемы добычи, затраты. Подобные неопределенности имеют совершенно иной вид, и для их учета нужны совершенно другие методы, отличные от корректировки ставки дисконтирования.
В этой сфере сталкиваются и с проблемой прекращения разработки: когда продолжение добычи становится неэффективным, а реализация месторождения подходит к своему концу, необходимо осуществлять ликвидационные работы. Остается вопрос, кто и каким образом будет эти работы финансировать – объем ликвидационных работ заранее неизвестен. Кроме того, в конце разработки чистые доходы недропользования малы или отрицательны. В этих условиях нужно понимать, что основную выгоду от недропользования должны получать общественные цели, а не коммерческие. Интересы недропользователя и общества зачастую не совпадают, а предпочтение отдается первому, что в корне неправильно. Учитывая интересы общества, есть шанс увеличить объемы добычи сырья и вывести российскую экономику из сидячего положения.
Отсюда вытекает еще одна проблема – согласование интересов. Кроме интересов недропользователя учитываются еще и интересы бюджета. Главными же должны стать цели максимизации рыночной стоимости и минимизации государственной финансовой поддержки. На стадии падающей добычи, когда чистые доходы инвестора отрицательны, необходима государственная поддержка. Один из вариантов – использование ликвидационного фонда и компенсация убытков недропользователя в конце разработки.
Что касается проблемы государственной поддержки, недропользование сегодня хотело бы в меньшей степени быть от нее зависимым. Государственная поддержка необходима в тех случаях, когда продолжение проекта уменьшает выгоды недропользователя, но повышает выгоды для общества. Чтобы стимулировать инвестора к принятию эффективных для общества технических решений, предоставление государственной поддержки должно закрепляться в утверждаемых проектах и соглашениях. Кроме того, сама необходимость поддержки государства должна подтверждаться специальной экспертизой проекта, проведенной самим государством.
Кроме того, есть еще и технологические проблемы, о которых подробно рассказал Индрупский Илья Михайлович, взявший на себя вторую часть обсуждаемого доклада. Сегодня во всех отраслях науки громко трубят о необходимости внедрения инноваций. В сфере добычи нефти и газа подобное внедрение нельзя осуществить быстро – как уже говорилось выше, каждое месторождение уникально, и подобрать к определенному необходимые технологии достаточно сложно. Ухудшает ситуацию и полная ликвидация отраслевой науки, потеря интереса к университетской науке, сокращение штата и потерял лабораторной базы. Как отметил докладчик, последние лабораторные исследования в этой области вообще проводились в гараже. Говорить о скором внедрении инноваций в такой ситуации тяжело.
Тем не менее, корпоративная или производственная наука сегодня находится в расцвете, происходит широкое взаимодействие с зарубежными компаниями. Еще можно надеяться на отличную подготовку кадров для работы в сфере недропользования – опять же, если наука и интерес к ней вернутся хотя бы на привычный уровень.
Что в этой ситуации может сделать РАН? Инициировать масштабные междисциплинарные исследования для решения актуальных технологических, экономических и экологических проблем нефтегазового недропользования, привлечь экономический блок академической науки для решения проблем экономической геологии. Кроме того, Академии необходимо высказать свое личное отношение к сложившейся ситуации в государственных органах, что и будет осуществлено в ближайшее время. Принятие Академией активного участия в создании нормативно-методических документов в области недропользования и занятие принципиальной позиции в восстановлении и возглавлении квалифицированной государственной экспертизы будут способствовать выходу на новый уровень не только сфере недропользования, но и всей российской экономики.