Роальд Сагдеев. Автор фотографии: Пярвиз Гасымзаде. Источник: nargismagazine.az

26 декабря родился академик Роальд Зиннурович Сагдеев, известный как один из создателей современной физики плазмы и ее применений в работах по управляемому термоядерному синтезу, в космических исследованиях и астрофизике.

Р.З. Сагдеев родился в Москве. В четырехлетнем возрасте вместе с семьей он переехал в Казань, а после школы поступил на физический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Незадолго до завершения обучения он познакомился с Л.Д. Ландау и успешно сдал серию экзаменов, известных как «теоретический минимум Ландау». Так он доказал свое неподдельное стремление заниматься наукой под руководством этого выдающегося ученого. Предполагалось, что Роальд Сагдеев поступит к нему в аспирантуру, но по окончании университета молодого специалиста распределили на закрытый проект, который сегодня знают как Снежинск. Это огорчило Р.З. Сагдеева, ведь планы стали рушиться. Вскоре Лев Давидович договорился с главой атомной сферы И.В. Курчатовым, чтобы тот устроил подопечного Л.Д. Ландау на работу в Институт атомной энергии. Благодаря этому Р.З. Сагдеев смог остаться в Москве и продолжать заниматься наукой под руководством Л.Д. Ландау.

Р.З. Сагдеев стал академиком в совсем молодом возрасте —в 36 лет (в 1968 г.), спустя четыре года после избрания в члены-корреспонденты. В 1973 г. президент АН СССР М.В. Келдыш предложил стать ему директором Института космических исследований, на этом посту Р.З. Сагдеев был 15 лет (до 1988 г.), после чего остался в институте в должности главного научного сотрудника. Р.З. Сагдеев был советником Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева по вопросам космонавтики и военных космических систем, руководил уникальными исследовательскими программами на космических аппаратах и орбитальных комплексах «Союз» и «Салют», был научным руководителем международного проекта «Вега», впервые реализованного при широкой научной кооперации.

С 1990 г. Р.З. Сагдеев живет в США. Он переехал на родину второй супруги — Сьюзен Эйзенхауэр, внучки президента Дуайта Эйзенхауэра. Там он стал профессором Мэрилендского университета в Колледж-Парке.

За заслуги Р.З. Сагдеев награжден Ленинской премией, двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы и другими почетными наградами.

От всей души поздравляем Роальда Зиннуровича с юбилеем и желаем здоровья, успехов и творческого долголетия!

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников и интервью Натальи Лесковой из журнала «Наука и жизнь»(№ 6, 2013), посвященного 80-летнему юбилею Р.З. Сагдеева.