Павел Владимирович Логачев, академик РАН, директор Института ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН выступил во время заседания Президиума РАН, в котором рассказал об успехах программ ускорительных комплексов.

«У нас в Институте много десятилетий шла и сейчас, фактически, пришла к финальной фазе работа по применению  ускорительного источника нейтронов для бор-нейтронозахватной терапии и рака. Сейчас у нас функционирует прототип источника в Институте на терапевтических параметрах. На нём лечатся животные, в том числе и крупные - большие собаки. Наша машина в Китае уже вышла на проектные параметры, изготовленная совместно с компанией Tri Alpha Energy. Эта компания – заказчик этого проекта для Китая. Уже этой осенью они начинают лечение пациентов в Китае.

Как рассказал Павел Логачев, стартовал отечественный проект по изготовлению машины для НИИ онкологии им. Блохина в Москве, которая будет сдана заказчику в первом квартале 2023 года. "Министерство науки и высшего образования уже полностью профинансировало эту работу в этом году. В следующем году эта работа будет продолжена. Мы пока идём в графике".

Директор Института ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН заметил, что для развития и выполнения программы синхротронных нейтронных исследований важна установка «СКИФ». «Она нужна для того, чтобы можно было как можно быстрее модернизировать Курчатовский источник синхротронного излучения, для того, чтобы помочь флагманскому синхротрону «СИЛА» выйти на самые лучшие параметры с учётом нашего опыта».

Павел Логачёв предложил в проект постановления включить следующую формулировку: «С учётом научно-технологического развития ускорительных технологий считать необходимым и обоснованными работы по проектированию и изготовлению строительства Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов», позволяющего достигнуть рекордного горизонтального эмиттанса в 75 пм для существующих и сооружающихся в настоящее время источников синхротронного излучения…», - говорит Павел Владимирович.

«Очень важной для физики ядра и элементарных частиц является работа по созданию тяжелоионного коллайдера «NICA» в ОИЯИ. Эта машина не только выведет нас на долгие годы на передний край этой науки и позволит развивать те методы расчета и вычислений, которые сегодня нам совершенно недоступны, поскольку непонятен экспериментальный базис этих феноменологических теорий. Но и позволит нам сильно продвинуть кадровый и технологический потенциал».

Как заключил Павел Логачев в своём выступлении, в России есть и ещё один важный задел – задел по электрон-позитронным коллайдерам, который в течение шестидесяти лет формировался в Институте ядерной физики, где электрон-позитронные коллайдеры с 1965 года работают непрерывно по сегодняшний день. «Сегодня мы способны держать мировые лидирующие компетенции в этом направлении. И реализовать их в виде нового коллайдера, суперпроизводительного для прецизионных экспериментов по поиску новой физики. Это точно эксперименты Нобелевского уровня. Нам нельзя терять такую возможность для России».

Фото из архива "Научная Россия".