Академик РАН, доктор медицинских наук, врач-пульмонолог Александр Григорьевич Чучалин вспомнил яркие моменты из жизни Евгения Ивановича Чазова — ученого с мировым именем, почетного директора НМИЦ кардиологии Минздрава России, который ушел из жизни сегодня, 12 ноября.
«Евгений Иванович Чазов был выдающийся врач России. Таких врачей в нашей истории немного. В одном ряду с ним стоит С.П. Боткин. Почему я упоминаю именно его, потому что с ним связана школа Плетнева, а Плетнев – это учитель академика А.Л. Мясникова и Е.И.Чазова. Эта линия: Боткин, Плетнев, Мясников и Чазов, – одна из самых блистательных врачебных школ, которые были в нашей истории», - рассказывает Александр Григорьевич.
О врачебной деятельности
«С Евгением Ивановичем меня судьба свела очень давно, мы были знакомы более четверти века и вместе работали. Когда я был совсем молодым, он вовлек меня в серьезную напряженную работу по линии четвертого управления. Я очень многому научился и сформировался как университетский профессор под влиянием Евгения Ивановича Чазова.
Мы вместе реанимировали бывшего министра иностранных дел Советского Союза А.А. Громыко. Под утро он потерял сознание, я волей судьбы оказался рядом и приступил к легочно-сердечной реанимации. Евгений Иванович, как сверхзвуковая ракета, оказался рядом. Как он успел добраться, я не знаю. Вместе с ним мы успешно завершили реанимацию. Вспоминается и другой эпизод, когда мы вместе занимались реанимацией К.У. Черненко. Он страдал выраженной дыхательной недостаточностью, поэтому его здоровье всегда внушало большое опасение. Были моменты, когда оно резко ухудшалось. В один из таких дней мы вместе занимались реанимацией тогдашнего руководителя нашей страны, - делится воспоминаниями Александр Григорьевич и добавляет, - Я хочу подчеркнуть его практическое врачебное начало при всех его ученых регалиях».
О вручении Нобелевской премии
«Он был лауреатом Нобелевской премии, академиком, профессором, директором Института кардиологии, создал школу и направление, а это многое значит. У нас всего два врача были лауреатами Нобелевской премии – это И. П. Павлов и Е. И. Чазов. И вот когда ему вручали Нобелевскую премию, один из корреспондентов потерял сознание прямо во время церемонии награждения. Первым около него оказался Евгений Иванович. Об этом тогда говорили на всех каналах: новоиспеченный лауреат Нобелевской премии оказал реанимационное пособие человеку, который потерял сознание. Он тогда спас ему жизнь. Я рассказываю это к тому, что у Евгения Ивановича в генетике было очень много такого, что сделало его, действительно, выдающимся врачом», - дополняет свою мысль Александр Григорьевич.
О научной деятельности
«Евгений Иванович был большим патриотом Советского Союза и потом России, и он очень много делал для того, чтобы развивалась наука. Он был человеком научно-аналитического склада ума, и очень остро реагировал на новые научные события, сам прикладывал немало усилий для реализации научных проектов. Во все мировые учебники вошла работа Чазова по применению лекарств, которые растворяют тромбы. А сейчас в связи с ковидом это проблема №1. Раньше эта проблема была острой для больных с инфарктами миокарда, с инсультом и целым рядом других заболеваний.
Он тогда был старшим научным сотрудником в Институте кардиологии, где директором был его учитель А.Л. Мясников. Работая совместно с Институтом гематологии, он создал лекарственный препарат, который растворяет тромб – фибринолизин. И вот он пришел в субботу на дежурство с банкой фибринолизина, позвал медсестру и попросил ввести лекарство. В понедельник, когда Мясников пришел на утреннюю конференцию, Евгений Иванович поднялся и сказал: «Я провел эксперимент над собой». Так началась эпоха применения фибринолитических препаратов при самых сложных, критических ситуациях», - рассказывает Александр Григорьевич.
О том, что мог бы сделать
«Конечно, в последние годы он тяжело болел, и его общение с окружающим миром было ограничено. Но если бы он встретился с проблемой ковида в расцвете своих сил, я представляю, сколько было бы научных, практических и организационных идей. И как бы он помог обществу выйти из того кризиса, в котором оно сейчас находится в связи с этой ситуацией. Я с ним бывал в командировках за границей и хочу подчеркнуть мировое уважение к российскому врачу, перед которым мы сегодня склоняем наши головы. Большая трагедия, что из жизни ушел такой выдающийся человек».
Фото на странице: Сергей Гунеев / РИА Новости
Фото на главной странице сайта: Владимир Мусаэльян / ТАСС