На Общем собрании Сибирского отделения РАН, проходящем в новосибирском Академгородке, были представлены ключевые достижения сибирских учёных.

Выступая перед членами собрания, председатель СО РАН академик Александр Леонидович Асеев в целом отметил: «Встряска, связанная с реформой, пошла и на пользу Академии: качество фундаментальных исследований и прикладных работ серьезно возросло». В числе важных событий он выделил запуск третьей очереди лазера на свободных электронах в Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН, создание в томском Институте сильноточной электроники СО РАН источника сверхширокополосного излучения (важного, в том числе, и для новых поколений средств радиоэлектронной борьбы), а в Институте физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН — матрицы ёмкостью 1024 на 1024 элемента для космического мониторинга Земли, названной «результатом прорывного значения».

Председатель Сибирского отделения сосредоточился, в основном, на разработках, имеющих непосредственное значение для государства и общества. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН выступил основным разработчиком программы реиндустриализации Новосибирской области, базирующейся на девяти мегапроектах. «Почти все они основываются на результатах институтов Сибирского отделения», — подчеркнул А.Л. Асеев. В Институте химии твердого тела и механохимии СО РАН найден метод контролируемого синтеза наночастиц металлов и сплавов, важный для аддитивных производств. Томский Институт химии нефти СО РАН испытывает новую «холодную» технологию повышения нефтеотдачи за счет применения поверхностно активных веществ, Конструкторско-технологический институт вычислительной техники СО РАН разработал систему поиска людей под завалами горных пород.

Особое внимание академик А. Асеев уделил результатам, нацеленным на экологическую и продовольственную безопасность. Он обозначил основной вывод из наблюдений за состоянием Байкала специалистами Лимнологического института СО РАН (г. Иркутск): «Предел устойчивости экосистемы озера превышен». Кемеровский Институт углехимии и химического материаловедения СО РАН получил новый сорбент для извлечения нефтепродуктов из загрязненных вод. В Институте водных и экологических проблем СО РАН (г. Барнаул) созданы комплексные математические модели половодий и паводков на Оби от её начала до плотины Новосибирской ГЭС: расчёты уже показали высокое соответствие природным процессам. Красноярскими Институтом биофизики и Институтом физики им. Л.В. Киренского СО РАН получен материал, из которых можно изготавливать биоимплантаты для регенеративного остеогенеза (восстановления костной ткани). В Федеральном исследовательском центре «Институт цитологии и генетики СО РАН» выведен сорт мягкой пшеницы «Уралосибирская-2» с повышенной урожайностью и качеством зерна, а учёные-аграрии предлагают сельским хозяйствам новые породы: «Сибирячка» — крупного рогатого скота, «Теньгинский» и «Шабалинский» — типы марала.

Академик А. Асеев также отметил продуктивное участие СО РАН в международном форуме «Технопром» и в совещании членов РАН и руководства Республики Саха (Якутия), на котором была одобрена Программа научных исследований региона — прежде всего силами комплексной экспедиции с участием Российской академии наук, а также важность недавно состоявшегося совместного заседания президиума СО РАН и Национальной академии наук Белоруссии

Полностью итоги работы сибирских учёных в 2015 году будут подведены весной на годичном Общем собрании СО РАН.

«Наука в Сибири»