О перспективах развития экономики России и значении выхода страны из Болонской системы высшего образования рассказал академик РАН, доктор экономических наук, директор Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Дмитриевич Некипелов во время Международной конференции «Общественные науки и развитие высшего образования», которая прошла в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов 22 сентября.
Отвечая на вопрос, в развитие каких сфер в экономике России необходимо вкладывать ресурсы в первую очередь, А.Д. Некипелов отметил большую неоднозначность данной проблемы и подчеркнул, что специалисты все еще находятся в поисках ее оптимального решения.
«Это один из ключевых вопросов. <…> Он не является независимым, так как связан с нашим представлением о том, что будет происходить в мире, какое место будет занимать в нем российская экономика, какой мы хотим ее видеть», — пояснил Александр Дмитриевич.
Также академик поделился взглядом на значение выхода России из Болонской системы, в соответствии с которой высшее образование состоит из двух ступеней: бакалавриата и магистратуры.
«Дело не в том, как называется диплом — диплом бакалавра или диплом специалиста. Ключевой вопрос заключается в том, какими правами и знаниями обладает выпускник. Статус бакалавра, даже если ему дать самое лучшее образование, по законодательству соответствует неоконченному высшему образованию в советской высшей школе. Человек, который получает диплом бакалавра, лишен возможности преподавать в вузе, поступать в аспирантуру — в отличие от магистра и специалиста, которые обладают этими возможностями», — объяснил ученый.
А.Д. Некипелов подчеркнул, что отказ от Болонской системы не означает изоляции России от мировой системы образования – напротив, изменения логичны и даже больше соответствуют международному подходу к преподаванию в высшей школе.
«Та модель, по которой сейчас идет эксперимент, <…> совершенно не означает, что мы отказываемся от международного опыта. <…> Речь идет просто о здравом смысле. Высшее образование должно быть полноценным», — подытожил Александр Дмитриевич.
Подробнее — в видеоматериале «Научной России».
Корреспондент Анастасия Жукова