0 комментариев 809

9 октября 1879 г. родился "отец" современной кристаллографии Макс фон Лауэ

Рассказываем о достижениях выдающегося физика

Макса фон Лауэ называют отцом современной кристаллографии. Будущий известный ученый родился в городе Кобленц (Германия). Его учителем в годы студенчества в Берлине был знаменитый Макс Планк — основоположник квантовой физики; в 1905 году Макс фон Лауэ стал ассистентом Планка. В это же время он занялся изучением общей теорией относительности и сделал важные экспериментальные работы в этой области. За свою жизнь физик успел поучиться в университетах Страсбурга, Геттингена и Мюнхена, но именно в Берлине нашел свое место и раскрылся как ученый. Там же он защитил с отличием докторскую диссертацию по теории интерференции света в плоско-параллельных пластинках.

Немецкий физик получил Нобелевскую премию в 1915 году, на тот момент ему не было и 40 лет. Награду присудили "за открытие дифракции рентгеновских лучей на кристаллах". Благодаря работам Макса фон Лауэ впервые удалось подтвердить волновой характер рентгеновского излучения, а также, при помощи его метода, получилось выяснить структуру многих кристаллов. Само открытие было сделано уже не в Берлине, а в Цюрихе, где ученый работал на тот момент.

"В результате открытия Лауэ неопровержимо установлено, что рентгеновское излучение представляет собой световые волны очень малой длины. Кроме того, оно привело к наиболее важным открытиям в области кристаллографии… Открытие Лауэ позволяет определить положение атомов в кристаллах и получить много полезных сведений", — говорилось в сообщении Шведской королевской академии наук.

В годы Второй мировой войны Макс фон Лауэ выступал с критикой нацистского режима. Он был против идеи "арийской физики" и всячески поддерживал Альберта Эйнштейна и других еврейских ученых. Вместе с немецким радиохимиком Отто Ганом Лауэ тайно помогал преследуемым ученым, а после войны принимал активное участие в восстановлении немецкой науки.

Макс фон Лауэ был известен как любитель быстрой езды на автомобиле. Причем этому хобби он был верен до самой старости. В возрасте 80 лет, в 1960 году, физик попал в автомобильную аварию, которая унесла его жизнь, а также жизнь другого участника ДТП — мотоциклиста. Для Макса фон Лауэ эта авария была первой в жизни, и она же оказалась последней.

дифракция рентгеновских лучей на кристаллах кристаллография макс планк макс фон лауэ отто ган