М.А. Болховитинова Фото 1890-х годов

Фототека отдела истории геологии ГГМ' им. В.И. Вернадского РАН. Автор не указан.

Источник: Павловская геологическая школа / [И.А. Стародубцева, З.А. Бессуднова, С.К. Пухонто и др.; отв. ред. Ю.Я. Соловьев], с.56

9 июня 1877 года в Москве в семье купца родилась Мария Болховитинова - геолог, специалист в области палеонтологии, первая женщина-профессор в МГРИ. После того, как она окончила Мариинское епархиальное женское училище, она захотела учиться дальше. Отец был против, в результате – она ушла из дома.

Мария занималась самообразованием. Её интересовали история страны, художественная литература, живопись, музыка и, конечно, палеонтология и геология. В 1907 году она поступила в Народный университет им. А.Л. Шанявского, геологическое отделение. Окончив университет в 1911 году, она получила должность ассистента на кафедре геологии.

На этом её учёба не закончилась. В следующем, 1912 году, она начала учёбу на Физико-математическом факультете по отделению естественных наук в Московских высших женских курсах. Затем Марию Болховитинову пригласили занять место ассистента на кафедре палеонтологии в МГУ. В 1929 году Мария Болховитинова начала читать свой основной курс палеонтологии в Московском университете. В 1930 году она перешла в Московский геологоразведочный институт в качестве доцента. В 1935-м Высшая аттестационная комиссия (ВАК) присвоила ей степень кандидата геолого-минералогических наук, а в 1938 году она стала первой женщиной-профессором в МГРИ.

В область её научных интересов входили: стратиграфия подмосковного карбона, каменноугольная фауна Московской синеклизы, фауна карбона Казахстана. Некоторые её находки хранятся в Палеонтологическом музее в Москве.

Преподавательскую деятельность Мария Александровна оставила в 75-летнем возрасте по собственному желанию, хотя и позже продолжала поддерживать связь со своими учениками и институтом.

Подготовлено на основе материалов из открытых источников.