26 июля 1951 г. на Неревском археологическом раскопе в Великом Новгороде была впервые найдена берестяная грамота. Берестяные грамоты — письма и записи на коре березы — это уникальные памятники письменности Древней Руси XI–XV вв. Находка 1951 г. содержала роспись доходов с нескольких сел Новгородской земли в пользу трех землевладельцев: Фомы, Иева и третьего, которого, возможно, звали Тимофей.

Впоследствии в ходе археологических раскопок были найдены тысячи других берестяных грамот, большинство из которых — бытовые частные письма на тему взыскания долгов, торговли и др. Такие заметки находили в Старой Руссе, Торжке, Смоленске, Пскове, Москве и не только. Для того чтобы хрупкая берестяная грамота могла сохраниться в течение столетий, необходимы специфические условия: чтобы во влажный культурный слой не поступал воздух, чтобы не было аэрации, а значит, отсутствовали микробы, разрушающие дерево. К счастью, именно такие условия сформировались местами в вышеперечисленных городах России.

Первая берестяная грамота была найдена в ходе экспедиции МГУ и Института археологии Академии наук СССРпод руководством Артемия Владимировича Арциховского. 26 июля — памятная дата для российских археологов, и называют ее Днем бересты. В этот день ученые традиционно собираются в Великом Новгороде у места находки первой берестяной грамоты, а вечером устраивают студенческий капустник.

Систематические археологические исследования в Великом Новгороде ведутся более 80 лет, 45 из них сосредоточены на Троицком раскопе, расположенном в Людином конце средневекового Новгорода.

Первая берестяная грамота сегодня хранится в Государственном историческом музее Москвы.

Автор Ида Новикова