Институт прикладной физики РАН был основан на базе нескольких отделов нижегородского Научно-исследовательского радиофизического института Минвуза РСФСР. День рождения института - 1 апреля 1977 года, хотя постановление Президиума АН СССР №979 об организации Института прикладной физики АН СССР в составе Отделения общей физики и астрономии академии наук вышло еще 30 декабря 1976 года.  «Днем рождения в институте считают 1 апреля 1977 года. В этот день в порядке перевода в штат Института прикладной физики Академии наук СССР были зачислены 618 сотрудников ряда подразделений НИРФИ. Вот с этого и начался наш институт, а вместе с ним и новый этап в развитии физических наук в городе Горьком – академический. А дальше была работа!» –  из воспоминаний академика Андрея Викторовича Гапонова-Грехова, основателя института и первого директора ИПФ на протяжении 25 лет.

IMG_4467

Фото пресс-службы ИПФ РАН

ИПФ был задуман и создан как институт широкого профиля, сочетающий фундаментальные и прикладные исследования в области физики плазмы, электроники больших мощностей, физики атмосферы, гидрофизики и квантовой электроники. Именно эти направления исследований, предписанные институту при его создании, в значительной степени определяют научный «портрет» ИПФ и в настоящее время.

Научным фундаментом ИПФ РАН как широкопрофильного института является радиофизика, которая в нижегородской научной школе традиционно понимается как общая наука о колебательных и волновых процессах в различных средах и в самых разных диапазонах частот и длин волн. Общая колебательно-волновая проблематика и культура проведения исследований, обеспеченность прикладных работ собственным фундаментальным научным заделом и современной производственной базой, прочная и постоянно развивающаяся связь с системой образования, разносторонняя поддержка научной молодежи – основные принципы построения и развития института, которые выдержали испытание временем и сохраняются сегодня.

В апрельском номере 2012 года журнала «В мире науки» было опубликовано интервью академика Александра Григорьевича Литвака, в котором он рассказал редактору журнала Сергею Петровичу Капице о становлении нижегородской радиофизической науки. Текст интервью был перепечатан в вестнике ННЦ «Нижегородский потенциал»  к 35-летнему юбилею ИПФ РАН.   В этом номере вестника также можно познакомиться с воспоминаниями А.В. Гапонова-Грехова и В.В. Соколова о создании и становлении института.

В 2016 году институт был преобразован в Федеральный исследовательский центр, в состав которого вошли два филиала: Институт физики микроструктур РАН и Институт проблем машиностроения РАН.

Сегодня ФИЦ ИПФ РАН – один из наиболее крупных академических научных центров России, занимающий передовые позиции по целому ряду направлений современной физики. Большое количество исследований и разработок центра в области создания источников мощного электромагнитного излучения (микроволнового и оптического диапазонов), физики плазмы и плазменных технологий, низкочастотной акустики, дистанционных методов и средств диагностики природных сред, нелинейной динамики, физики конденсированных сред и физического материаловедения привели не только к достижению прорывных фундаментальных результатов, но и к созданию новых наукоемких технологий и приборов, многие из которых внедрены в соответствующие отрасли.

Григорий Геннадьевич Денисов, член-корреспондент РАН, действующий директор ФИЦ ИПФ РАН:

– Заложенный предшествующими годами фундамент научного потенциала ИПФ РАН позволяет нам не только гордиться своими достижениями, но и с уверенностью смотреть в будущее. Такое право нам дает участие в крупнейших проектах современности. И первый из них – это национальный проект «Наука и университеты», в рамках которого по нашей инициативе был создан Научный центр мирового уровня "Фотоника". Проект выполняется в консорциуме с Национальным исследовательским Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского и Институтом общей физики им. А.М. Прохорова РАН. В рамках этого центра ведутся исследования мирового уровня по всем основным разделам фотоники: силовой оптике, волоконной оптике, биофотонике, нанофотонике, квантовой оптике, активно исследуются возможности терагерцового и микроволнового диапазонов, в результате чего появляется масса новых приложений. В работе центра принимают участие более 250 ведущих учёных, половина из них в возрасте до 39 лет.

В рамках национального проекта «Наука и университеты» стало также возможным открытие восьми молодежных лабораторий. Научная молодежь новых структурных подразделений из числа сотрудников ИПФ РАН, ННГУ им. Н.И. Лобачевского и НГТУ им. Р.Е. Алексеева с энтузиазмом взялась за работу. Научная тематика каждой лаборатории соответствует перспективным направлениям исследований всего института.

С 2021 года нами выполняется крупная научно-исследовательская работа по заказу ГК «Росатом». Работа выполняется в рамках федерального проекта «Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий» комплексной программы «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года». Работа хорошо финансируется и направлена на создание мощных источников электромагнитного излучения ЭЦР диапазона. Для выполнения НИР Росатома было также привлечено много молодых сотрудников и аспирантов.

Молодежной политике мы уделяем особое внимание. Сейчас в ИПФ РАН из 600 человек научных сотрудников 43% в возрасте до 39 лет. И в связи с этим хочу с удовлетворением отметить, тем более что это совпадает с 45-летним юбилеем ИПФ РАН, – началось распределение квартир в доме для молодых специалистов, который мы в этом году сдали в эксплуатацию. Дом имеет 80 квартир средней площадью 80 кв. м. Это поможет привлечь специалистов и из других регионов.

Уверен, что мы и дальше будем приумножать свои достижения и гордиться ими!  Поздравляю всех с юбилеем института и желаю больших творческих успехов!

Для справки: численность сотрудников ИПФ РАН – более 1600 человек, 600 из них - научные работники (43% в возрасте до 39 лет), в том числе 6 академиков, 10 членов-корреспондентов РАН, более 130 докторов и 320 кандидатов наук.

Информация и фото предоставлены пресс-службой ИПФ РАН