С помощью метода обратного инжиниринга исследователи Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» смогли создать цифровую копию детали для промышленного импортного оборудования сложной конструкции, которая вышла из строя.
Сегодня из-за непростой политической ситуации в мире Россия столкнулась с необходимостью замещения определенных технологий и товаров в ряде промышленных отраслей. Проблема нехватки компонентов коснулась в том числе и запчастей для производственных машин российских предприятий, которые со временем ломаются и приходят в негодность.
Для поддержания производства возникла необходимость производить отечественные запчасти, необходимые для работы станков и механизмов. Такое импортозамещение позволит уменьшить зависимость от ввоза товаров из других стран, а также обеспечить бесперебойную работу оборудования. Кроме того, это поможет развитию отечественного производства и повысит его конкурентоспособность на мировом рынке.
Поэтому для обеспечения безопасной и эффективной работы промышленных машин исследователи занимаются разработкой высокоточных методов создания копий запчастей, которые ранее поставлялись из-за рубежа.
«Специалисты одного из петербургских предприятий обратились к нам с просьбой помочь воспроизвести запчасть производственной машины для смешивания полимеров. Они предоставили нам образец этой поврежденной детали, которая пришла в негодность. Использовав специальный 3D–сканер и метод обратного инжиниринга, мы создали трехмерную компьютерную модель по уже существующему образцу, а также сделали точную копию запчасти из нержавеющей стали», – рассказывает руководитель лаборатории «ЛЭТИ ЛазерЛаб» профессор кафедры фотоники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Вадим Александрович Парфенов.
Метод обратного, или, как его еще называют, реверс-инжиниринга позволяет создавать трехмерные компьютерные модели-копии по данным 3D-сканирования (например, скульптурного памятника или детали механизма) в формате, доступном для инженерных программ. Такое проектирование состоит из следующего процесса: съемки объекта с помощью специального сканера и создания ее точечной цифровой (полигональной) модели, а затем обработка и ее преобразование в трехмерную модель с последующим переводом в рабочие чертежи.
«Мы проводили трехмерное сканирование образца запчасти производственной машины, которая представляет собой стержень со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси. Такое сканирование необходимо для того, чтобы по итогу получилась трехмерная модель, которая будет доступна для работы инженеров-конструкторов в специальных программных пакетах», – пояснил инженер лаборатории «ЛЭТИ – ЛазерЛаб» Виталий Олегович Тишкин.
Копия запчасти, которую ученые ЛЭТИ смогли создать по оригинальному образцу, была передана специалистам для использования в работе промышленной машины. Также им переданы чертежи, которые они в дальнейшем смогут использовать для создания дополнительных копий этой запчасти.
По словам руководителя лаборатории, теперь они могут оцифровывать объекты даже самой сложной конструкции и переводить их в рабочие чертежи. А далее уже на их основе изготавливать подобного рода запчасти для любых промышленных машин отечественных производителей.
Опытно-конструкторские работы данного стержня для смешивания полимеров проводились в лаборатории специалистами лазерных технологий «ЛЭТИ – ЛазерЛаб», которую запустили в рамках программы развития СПбГЭТУ «ЛЭТИ» «Приоритет 2030».
Источник информации и фото: СПбГЭТУ "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)