Ученые из Мадридского университета имени Карлоса III (UC3M), совместно с коллегами из CIEMAT (Центра энергетических, экологических и технологических исследований), Университетского госпиталя имени Грегорио Мараньона и компании BioDan Group совместно представили рабочий прототип 3D-биопринтера, способного печатать человеческую кожу. Статью об этом, опубликованную в научном онлайн-журнале Biofabrication, пересказывает сайт Science Daily.

Напечатанная на таком принтере кожа полностью повторяет структуру настоящей человеческой, с внешним защитным слоем эпидермиса и внутренним, более нежным и тонким, слоем дермы. Последний, как и должен, содержит фибробласты, вырабатывающие коллаген — белок, делающий кожу одновременно прочной и эластичной.

В отличие от обычного принтера, в этом используются не картриджи с краской, а инжекторы с биологическими компонентами, которые используются в строго определенных количествах и в строго определенном порядке. «Знать, как смешивать биологические компоненты, в каких условиях с ними работать, чтобы клетки не портились и как хранить готовый продукт, критически важно для нашей системы», — объяснил Хуан-Франсиско дель Каньизо (Juan Francisco del Cañizo), один из разработчиков.

Печатать кожу этот принтер может как из аллогенных (чужих) клеток, для исследовательских нужд, так и из клеток пациента — для трансплантации. При этом в любом случае стоимость готовой кожи будет ниже, чем если делать ее в каждом случае вручную в лаборатории.

Готовый продукт «может быть трансплантирован пациентам или использован в коммерческих нуждах, для тестирования химической, косметической или фармацевтической продукции в нужных количествах, оперативно и по адекватной цене», — подчеркнул профессор UC3M Хосе-Карлос Хоркано (José Luis Jorcano), руководившей разработкой.

В настоящее время созданный испанскими учеными 3D-принтер для печати кожи проходит проверку в европейских надзорных органах, отвечающих за внедрение таких технологий в медицинскую и исследовательскую практику.

Напомним, ранее ученым уже удавалось напечатать на 3D-принтере также и другие органы и части тела, в том числе ухо и половину черепа.

[На иллюстрации: прототип биопринтера. Мадридский университет имени Карлоса III]