Люди давно сообразили, что у других звезд, как и у Солнца, могут быть свои планеты. И даже придумали им название – экзопланеты или внесолнечные планеты, то есть планеты, которые не относятся к нашей Солнечной системе. Но  удостовериться в существовании таких планет научными методами удалось только в конце 1980-х. Сейчас достоверно  доказано существование 1783 планет в 1105 планетных системах. А число кандидатов приближается к трем тысячам. Всего же, предполагают ученые, в нашей галактике Млечный Путь не меньше 100 миллиардов экзопланет. 5-20 миллиардов из них – землеподобные. Несколько самых примечательных экзопланет.

Самая маленькая (Фото:
NASA/JPL-Caltech, Public domain, через Wikimedia Commons)

Миниземля, то есть экзопланета, уступающая размерами даже нашей некрупной Земле, Kepler-42 d (другое название KOI-961 d) вращается вокруг звезды Kepler-42 в созвездии Лебедь. Радиус у планеты всего 0,57 ± 0,18 от земного и масса меньше 90 % массы нашей планеты. Один год, то есть один оборот вокруг своей звезды, на  Kepler-42 d длится меньше 2 земных дней.

Буква d в названии сообщает знающему, что у звезды обнаружены еще, как минимум, две планеты,  которые  обозначены буквами b и с. Саму звезду помечают буквой а. Товарки малышки тоже невелики, но все же немного  побольше нашей малютки. Поскольку буквы в название дают по мере открытия, то отсюда следует логичный вывод, что самая маленькая пряталась от астрономов дольше, чем более крупные ее соседки.

Самая тающая (Фото: ESA/Hubble, CC BY 4.0, через Wikimedia Commons)

Планета b в звездной системе HD 209458 (созвездие Пегас) имеет имя собственное – Осирис. Астрономы называют Осирис тающей планетой, и они правы: расстояние от Осириса до ее раскаленной звезды всего-то-навсего 5 миллионов километров, что составляет менее 1/10 расстояния Меркурия от Солнца. Из-за этого Осирис постоянно теряет свое вещество.  Другое прозвище Осириса – планета-комета: за ней тянется хвост из газов атмосферы. Кстати, атмосфера у Осириса весьма неспокойная: из-за того, что планета обращена к звезде только одной стороной, возникает неравномерный нагрев полушарий. А это вызывает вихри со скоростью перемещения воздуха 2 км/сек. Несмотря на постоянное «таяние» за будущее планеты волноваться не стоит. По крайней мере за ближайшее – при современной скорости снижения массы планеты ее хватит на триллион лет.

Самая ретроградная

Вокруг звезды WASP-17 из созвездия Скорпиона вращается планета WASP-17 b. И не просто вращается, а в направлении, противоположном вращению самой звезды. Такое движение по орбите астрономы называют ретроградным.

WASP-17 b – самый первый обнаруженный ретроград во вселенной. Но это не единственный рекорд этой экзопланеты. Ее диаметр больше, чем у других открытых экзопланет: он в два раза превышает диаметр Юпитера. А вот ее масса – только половина от юпитерианской. Поэтому WASP-17 b считают самой неплотной планетой. Ее средняя плотность всего 0,1 г/см³, то есть в десять раз меньше плотности воды.  Для сравнения: плотность Сатурна – самой неплотной планеты Солнечной системы – в 6 раз больше.

Самая железная

Многие звезды и планеты были открыты с помощью космического телескопа «Кеплер», поэтому в их названии и фигурирует имя великого астронома. Планета Kepler-10 b у звезды в созвездии Дракона из их числа. Плотность планеты 8,8 г/см³, и ученые считают, что это железная планета. Так как планета обращается вокруг своей звезды  примерно за 20 земных часов и по орбите в 20 раз меньшей, чем у Меркурия, то  она довольно сильно раскаляется. Температура на ее дневной стороне около 1500 °С. А это значит, что железная планета – жидкая, то есть расплавленная.

(Фото: NASA, Public domain, через Wikimedia Commons)

Самые компанейские (Фото: ESO)

В 127 световых годах от Солнца в созвездии Южной Гидры светит звезда HD 10180. Звезда как звезда: желтый карлик, на 6 % тяжелее Солнца. Однако по числу планет она пока занимает второе место после нашей планетной системы. Вокруг HD 10180 крутятся целых 5 нептуноподобных планет, плюс одна сатурноподобная, плюс одна,  размерами похожая на Землю. Так что каждая из семи экзопланеты звезды HD 10180 летает по орбите в большой компании.

Самая горячая

Как известно, самая большая планета Солнечной системы – это Юпитер. Среди экзопланет тоже встречаются юпитероподобные гиганты. Вот, например, WASP-33 b (HD 15082 b), которая и по массе, и по размерам даже немного превосходит Юпитер. Крутится она, как явствует из названия, вокруг звезды  HD 15082 в созвездии Андромеды. Но делает это на очень малом расстоянии – всего две сотых расстояния Земли от Солнца. Столь близкое соседство приводит к тому, что температура планеты 3200°C. И это пока рекорд среди уже открытых планет.

Самая гелиевая

Планеты-газовые гиганты состоят, как правило,  по большей части, из водорода. И гелия, как вторичной составляющей. Но есть звезды – белые карлики, которые переработали весь  водород в гелий, и в звездной системе водород отсутствует. Астрономы считают, что планета может вполне сформироваться и без водорода. К таким планетам  относят GD 66 b у звезды-белого карлика GD 66 в созвездии Возничего.

(Фото: I, Exobank, CC BY 2.5, через Wikimedia Commons)

Самая близкая

Звездная система α Центавра состоит из трех звезд: α Центавра А, α Центавра В и Проксима Центавра. Эта звездная система – самая ближайшая к Солнечной системе. Расстояние от Альфы Центавра В до Солнца 4,37 световых года. И вот вокруг этой звезды вращается своя планета – Альфа Центавра В b. Соседка почти.

(Фото: ESO/L. Calçada/N. Risinger, CC BY 4.0, через Wikimedia Commons)

Самая потенциальная

Расстояние от планеты Kepler-22 b до ее звезды Kepler-22 примерно на 15% меньше, чем дистанция от Земли до Солнца. Световой поток от Kepler-22 на 25 % меньше, чем от Солнца. Такое сочетание дает ученым основания предполагать, что температура у поверхности Kepler-22 b  равна 22°C. Возможно, что планета похожа скорее не на Землю, а на Нептун, то есть покрыта океаном. Тем не менее, исследователь Натали Батала уверена: «То, что в таком океане могла бы существовать жизнь – не за гранью возможного».

(Фото: Denisng, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons)

Самая свежая

17 апреля 2014 года сообщили об открытии еще одной экзопланеты – Kepler-186 f в системе красного карлика  Kepler-186 в созвездии Лебедя. Ученые пока установили лишь размеры планеты, и они больше земных на 13 %. А вот масса и состав Kepler-186 f еще остаются загадкой.

Это пока самая последняя из открытых экзопланет.

(Фото: NASA Ames/SETI Institute/JPL-Caltech, Public domain, через Wikimedia Commons)