Первый научно-промышленный форум «Золотая долина» проходит с 1 по 2 ноября в Новосибирском государственном университете. Совместная работа ученых и промышленников и решение общих прикладных задач являются основными темами обсуждения на площадках «Золотой долины». О том, как «далекая от жизни» космическая отрасль может быть напрямую полезна предприятиям, корреспонденту «Научной России» рассказал руководитель космической лаборатории НГУ Виталий Юрьевич Прокопьев.

«Наверное, одна из главных проблем космической отрасли заключается в том, что довольно сложно придумать, зачем нам этот космос в принципе нужен. Потому что есть потребность не в космических аппаратах, а в решении конкретных задач. И именно решению прикладной задачи и посвящен наш труд — созданию космического интернета вещей», — объяснил В.Ю. Прокопьев.

Обычный интернет вещей это сеть физических устройств, которые связаны друг с другом через интернет или другой тип связи. Космический интернет вещей, в свою очередь, это техническое решение, которого не хватало в промышленно-бытовом сегменте. Проект отвечает на вопрос «как интернет вещей в крупных городах дополнить связью с недоступными районами, где дорого и нерентабельно развертывать спутниковую связь или телефонию».

«Диагностика нефтегазовых месторождений и нефтепроводов, лесов в рамках климатических проектов, решение метеорологических задач, мониторинг Северного морского пути, сбор транспортной телеметрии — все это задачи, для которых необходимо обеспечить глобальную связь. Мы нацелены на дешевую передачу коротких сообщений посредством малых космических аппаратов», — сообщил В.Ю. Прокопьев.

Аппараты СмКА НОРБИ сравнительно дешево выводить на орбиту. Они обеспечивают связь в труднодоступных районах страны, работают в течение нескольких лет, после чего сходят с орбиты и сгорают. Таким образом, система не только полезна, но и экологична — она не создает космический мусор.

«Форум “Золотая долина” для университета это некая проба пера, это осознание того, что мы мало инициируем контакты с предприятиями промышленного сектора. Мы считаем, что у нас есть потенциал роста в некоторых областях науки. Одной из таких и является космос, в частности космическое приборостроение, проектирование и производство малых космических аппаратов», — заключил В.Ю. Прокопьев.