Сегодня в онлайн-формате прошло расширенное пятое заседание президиума Российского Союза ректоров, посвященное подготовке кадров для отрасли сельского хозяйства. Открывал заседание Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий.

В начале своей речи академик прокомментировал недавнее заявление президента РФ Владимира Путина о том, что стране необходимые национальные рейтинги – свои площадки: «Это очень созвучно тому, что предлагает Союз ректоров, а именно наш рейтинг «Три миссии университета», – подчеркнул В. Садовничий.

Кроме того, ректор МГУ анонсировал выпускной вечер в онлайн-формате, который пройдет 27 июня по всей стране по инициативе Союза ректоров и при поддержке организации «Россия – страна возможностей» и Минобрнауки РФ.

Затем о приоритетах развития аграрных вузов в контексте формирования программ стратегического академического лидерства в ходе заседания рассказал ректор Российского государственного аграрного университета МСХА имени К.А.Тимирязева, президент Ассоциации аграрных вузов России «Агрообразования» Владимир Трухачев. Академик озвучил фундаментальные проблемы подготовки кадров для аграрной отрасли:

«Эта профессия – сложная, требует больших материальных и финансовых вложений для подготовки. Мы сегодня наблюдаем дефицит высококвалифицированных специалистов на фоне общей отрицательной динамики занятости в отрасли.  Продолжительное время эта проблема входит в топ-3 проблем года, отмеченных компаниями АПК. На сегодняшний день 42% работников АПК не имеют квалификации, и отмечается старение квалифицированных кадров».

По мнению Владимира Трухачева, в аграрных вузах скрыт большой потенциал, который реализуется не полностью: «Высшее аграрное образование представляет сеть 54 аграрных вузов, расположенных в 8-ми федеральных округах. Аграрные специалисты ведут подготовку кадров в сложных условиях. И сегодня необходимо обновить образовательные программы, соотнести их с требованиями работодателей, модернизировать систему управления аграрными вузами, обеспечить опережающее освоение современных технологий в АПК и усилить материальную базу. Однако, существует ряд проблем, которые замедляют наше развитие».  

Среди озвученных проблем особенно академик отметил сокращение контрольных цифр приема для непрофильных направлений: биотехнологии, электроэнергетики, электротехники, биологии, экономики.

«Уверенно сегодня могу сказать, что экономист или специалист по управлению, окончивший классический или политехнический университет, имеющий бюджетные места по направлению «экономика» и «менеджмент», вряд ли обеспечит сельские предприятия соответствующими специалистами. И, если даже специалисты туда будут отправлены, то отсутствие компетенций по сельскохозяйственной отрасли не позволит достичь желаемых результатов. <_>

Сегодня в аграрных вузах обучается 314 тысяч человек. В обществе сформировался стереотип, что сельское хозяйство – это тяжелый труд с применением устаревшей техники и технологий. И, как следствие, падает общее количество обучающихся в аграрных вузах.  <_> Мы видим проблемы перед агрообразованием. И понимаем, какие необходимы меры для их решения. Преодолеть сложившиеся стереотипы можно путем ведения целенаправленной работы по продвижению бренда аграрного образования и отрасли в целом и ее позиционирования как наукоемкого высокотехнологичного производства с привлекательными условиями труда», – считает Владимир Трухачев.

В числе трех приоритетных направлений отрасли, отмеченных академиком: трансформация кадровой политики с учетом современных глобальных вызовов, наращивание научного потенциала в аграрных вузах, интеграция науки и образования с предприятиями реального сектора экономики и увеличение вклада аграрного образования в социально-экономическое развитие регионов и страны в целом. Как подчеркнул академик, третий приоритет созвучен с целью программы стратегического академического лидерства, сформулированной как реальное улучшение благосостояния жителей страны, экономический рост и технологическое развитие отрасли.

«Мы рады, что аграрным вузам предоставлена возможность участвовать в Программе стратегического академического лидерства. Предварительный мониторинг аграрных вузов на соответствие критериям входа в Программу показал, что более 50% аграрных вузов могут в ней участвовать. Мы надеемся, что тот потенциал, которым мы обладаем, позволит не только укрепить, но и значительно усилить позиции аграрного образования», – рассказал академик.

Виктор Садовничий прокомментировал доклад Владимира Трухачева и подчеркнул, что аграрное образование должно быть конкурентоспособно и поддержано и в науке, и в иных вопросах на том же уровне, что и другие отрасли.

С докладом, посвященным теме заседания, выступил декан факультета почвоведения Московского университета, член-корреспондент РАН Сергей Алексеевич Шоба.

«Наш факультет связан с земельными ресурсами. И перед нами стоит задача – оптимизировать использование почв и разработать технологии по повышению продуктивности потенциала почвенного покрова. И, конечно, в последние годы специфика нашей работы – это постоянное обновление программы обучения, внедрение новых курсов, которые соответствуют современным мировым вызовам. Основное направление – это внедрение информационных технологий. Это направление осуществляется путем внедрения в учебные программы IT, моделирования в системе почв растений, построения баз данных почвенных ресурсов. И мы понимаем, необходимо, чтобы каждый участок поля был в цифре и в соответствующей базе данных. Высока эффективность и заинтересованность в этих направлениях, они стали широко применяться в практике», – рассказал Сергей Шоба.

Декан биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, академик РАН Игорь Анатольевич Тихонович рассказал о том, что внедряется и уже работает в классическом университете в области подготовки сельскохозяйственных ученых, а также о двух современных вызовах сельскому хозяйству.

«Рост цен на продовольствие – это одна из причин того, что сельское хозяйство является очень непривлекательным для инвестиций. Второй момент – это продуктивность или экологический риск, поскольку сельскохозяйственный труженик находится под воздействием агрессивных агентов, которые он применят в своей практике. Поэтому всегда приходится решать вопрос: повышать продуктивность или соблюдать экологические нормы. Совместить их довольно сложно. Решить эти проблемы можно с помощью генетики и бимолекулярной биологии путем использования генетических ресурсов, поиска полезных генов, которые определяют устойчивость к различным неблагоприятным факторам».

30 июня пройдет шестое заседание президиума Российского Союза ректоров, посвященное подготовке кадров для транспортной отрасли. По итогам шести заседаний участники сформулируют предложение правительству в области подготовки кадров для отраслей российский экономики.