Российская академия наук

0 комментариев 925

Состоялось пятое заседание президиума Российского Союза ректоров

Состоялось пятое заседание президиума Российского Союза ректоров
Заседание посвящалось подготовке кадров для отрасли сельского хозяйства

Сегодня в онлайн-формате прошло расширенное пятое заседание президиума Российского Союза ректоров, посвященное подготовке кадров для отрасли сельского хозяйства. Открывал заседание Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий.

В начале своей речи академик прокомментировал недавнее заявление президента РФ Владимира Путина о том, что стране необходимые национальные рейтинги – свои площадки: «Это очень созвучно тому, что предлагает Союз ректоров, а именно наш рейтинг «Три миссии университета», – подчеркнул В. Садовничий.

Кроме того, ректор МГУ анонсировал выпускной вечер в онлайн-формате, который пройдет 27 июня по всей стране по инициативе Союза ректоров и при поддержке организации «Россия – страна возможностей» и Минобрнауки РФ.

Затем о приоритетах развития аграрных вузов в контексте формирования программ стратегического академического лидерства в ходе заседания рассказал ректор Российского государственного аграрного университета МСХА имени К.А.Тимирязева, президент Ассоциации аграрных вузов России «Агрообразования» Владимир Трухачев. Академик озвучил фундаментальные проблемы подготовки кадров для аграрной отрасли:

«Эта профессия – сложная, требует больших материальных и финансовых вложений для подготовки. Мы сегодня наблюдаем дефицит высококвалифицированных специалистов на фоне общей отрицательной динамики занятости в отрасли.  Продолжительное время эта проблема входит в топ-3 проблем года, отмеченных компаниями АПК. На сегодняшний день 42% работников АПК не имеют квалификации, и отмечается старение квалифицированных кадров».

По мнению Владимира Трухачева, в аграрных вузах скрыт большой потенциал, который реализуется не полностью: «Высшее аграрное образование представляет сеть 54 аграрных вузов, расположенных в 8-ми федеральных округах. Аграрные специалисты ведут подготовку кадров в сложных условиях. И сегодня необходимо обновить образовательные программы, соотнести их с требованиями работодателей, модернизировать систему управления аграрными вузами, обеспечить опережающее освоение современных технологий в АПК и усилить материальную базу. Однако, существует ряд проблем, которые замедляют наше развитие».  

Среди озвученных проблем особенно академик отметил сокращение контрольных цифр приема для непрофильных направлений: биотехнологии, электроэнергетики, электротехники, биологии, экономики.

«Уверенно сегодня могу сказать, что экономист или специалист по управлению, окончивший классический или политехнический университет, имеющий бюджетные места по направлению «экономика» и «менеджмент», вряд ли обеспечит сельские предприятия соответствующими специалистами. И, если даже специалисты туда будут отправлены, то отсутствие компетенций по сельскохозяйственной отрасли не позволит достичь желаемых результатов. <_>

Сегодня в аграрных вузах обучается 314 тысяч человек. В обществе сформировался стереотип, что сельское хозяйство – это тяжелый труд с применением устаревшей техники и технологий. И, как следствие, падает общее количество обучающихся в аграрных вузах.  <_> Мы видим проблемы перед агрообразованием. И понимаем, какие необходимы меры для их решения. Преодолеть сложившиеся стереотипы можно путем ведения целенаправленной работы по продвижению бренда аграрного образования и отрасли в целом и ее позиционирования как наукоемкого высокотехнологичного производства с привлекательными условиями труда», – считает Владимир Трухачев.

В числе трех приоритетных направлений отрасли, отмеченных академиком: трансформация кадровой политики с учетом современных глобальных вызовов, наращивание научного потенциала в аграрных вузах, интеграция науки и образования с предприятиями реального сектора экономики и увеличение вклада аграрного образования в социально-экономическое развитие регионов и страны в целом. Как подчеркнул академик, третий приоритет созвучен с целью программы стратегического академического лидерства, сформулированной как реальное улучшение благосостояния жителей страны, экономический рост и технологическое развитие отрасли.

«Мы рады, что аграрным вузам предоставлена возможность участвовать в Программе стратегического академического лидерства. Предварительный мониторинг аграрных вузов на соответствие критериям входа в Программу показал, что более 50% аграрных вузов могут в ней участвовать. Мы надеемся, что тот потенциал, которым мы обладаем, позволит не только укрепить, но и значительно усилить позиции аграрного образования», – рассказал академик.

Виктор Садовничий прокомментировал доклад Владимира Трухачева и подчеркнул, что аграрное образование должно быть конкурентоспособно и поддержано и в науке, и в иных вопросах на том же уровне, что и другие отрасли.

С докладом, посвященным теме заседания, выступил декан факультета почвоведения Московского университета, член-корреспондент РАН Сергей Алексеевич Шоба.

«Наш факультет связан с земельными ресурсами. И перед нами стоит задача – оптимизировать использование почв и разработать технологии по повышению продуктивности потенциала почвенного покрова. И, конечно, в последние годы специфика нашей работы – это постоянное обновление программы обучения, внедрение новых курсов, которые соответствуют современным мировым вызовам. Основное направление – это внедрение информационных технологий. Это направление осуществляется путем внедрения в учебные программы IT, моделирования в системе почв растений, построения баз данных почвенных ресурсов. И мы понимаем, необходимо, чтобы каждый участок поля был в цифре и в соответствующей базе данных. Высока эффективность и заинтересованность в этих направлениях, они стали широко применяться в практике», – рассказал Сергей Шоба.

Декан биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, академик РАН Игорь Анатольевич Тихонович рассказал о том, что внедряется и уже работает в классическом университете в области подготовки сельскохозяйственных ученых, а также о двух современных вызовах сельскому хозяйству.

«Рост цен на продовольствие – это одна из причин того, что сельское хозяйство является очень непривлекательным для инвестиций. Второй момент – это продуктивность или экологический риск, поскольку сельскохозяйственный труженик находится под воздействием агрессивных агентов, которые он применят в своей практике. Поэтому всегда приходится решать вопрос: повышать продуктивность или соблюдать экологические нормы. Совместить их довольно сложно. Решить эти проблемы можно с помощью генетики и бимолекулярной биологии путем использования генетических ресурсов, поиска полезных генов, которые определяют устойчивость к различным неблагоприятным факторам».

30 июня пройдет шестое заседание президиума Российского Союза ректоров, посвященное подготовке кадров для транспортной отрасли. По итогам шести заседаний участники сформулируют предложение правительству в области подготовки кадров для отраслей российский экономики.  

аграрная наука аграрное образование мгу ран российский союз ректоров

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.