Научно-исследовательские организации полуострова с 2014 года - под крылом Российской академии наук, сотрудничество с которой все эти годы проходило достаточно успешно и продуктивно. Какие же планы у научного сообщества Крыма на ближайшие годы?

Перспективам развития науки в Крыму было посвящено заседание Президиума РАН. Специальный доклад сделал вице-президент РАН академик Лев Зеленый. Информативно и эмоционально выступали ученые Крыма, специально приглашенные на заседание Президиума.

Академик Зеленый, возглавляющий Институт космических исследований РАН, уже много лет с успехом сотрудничает с астрофизиками полуострова, И как никто другой осведомлен обо всех научных событиях, происходивших все эти годы в Крыму. Поэтому именное ему и было поручено сделать доклад.

Когда в 2014 году российские ученые встретились с перспективной более тесной работы с крымскими коллегами, они не пришли на «голое поле». Наука в Крыму успешно развивалась: научные институты проводили перспективные исследования, крымские ученые показывали выдающиеся результаты. Что и доказали последующие выборы в РАН – 8 из 12 академиков и членов-корреспондентов из Крыма вошли в состав академии по результатам выборов. Это подтвердил в ходе обсуждения доклада и начальник управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки, представитель ФАНО Михаил Юрьевич Романовский.

Работа с уже накопленной новыми коллегами базой вкупе со своими собственными идеями и достижениями стала достаточно перспективным направлением для российских ученых. Кроме того, как отметили гости заседания – ученые из Крыма, история не раз показывала яркие примеры успешного сотрудничества России и Крыма в научной сфере. Один из таких исторических примеров привел директор Никитского ботанического сада Юрий Владимирович Плугатарь. Он напомнил всем присутствующим о том, как создавался Никитский ботанический сад – деньги на его образование были выделены императором Александром I в сложное для нее время войны с Наполеоном. И деньги по тем временам не малые – десять тысяч золотом!

И сегодня, по мнению Юрия Владимировича, мы можем с гордостью утверждать, что дела обстоят точно так же – Российская академия наук взяла крымские научные организации под свое крыло в сложный период реформ и глобальных изменений, но даже в таком положении смогла найти силы и средства на поддержку крымских коллег. С легкой руки руководства Академии крымские ученые «выбрались» с территории полуострова и смогли поехать в зарубежные командировки – были проведены экспедиции во Вьетнаме, Китае, Индии и многих других странах мира. Крымчане смогли установить контакты более чем с двадцатью зарубежными институтами, объединиться со множеством институтов России. Но самое главное – начался серьезный приток молодых ученых и исследователей в крымские институты. Молодое поколение наконец поверило в перспективность научной работы в Крыму, по-настоящему заинтересовалось в сотрудничестве с институтами полуострова. Это, как считает Плугатарь, безусловно, ведет нас к грандиозному успеху.

Сегодня ученые Крыма и других регионов России продолжают успешно сотрудничать и развивать науку в Крыму. 10 научных институтов Крыма планируют в ближайшие годы вести работу в 7 различных направлениях. Это и океанология, и морские технологии, и астрономия, и археология, а также многие другие научные области, в которых успешно трудятся научные сотрудники полуострова. О каждом из этих направлений Лев Матвеевич кратко рассказал в своем докладе.

Морские технологии, конечно, являются одним из самых развитых и перспективных научных направлений, которым занимаются крымские исследователи. Успешно развивающаяся оперативная океанография, о которой совсем недавно сообщалось на одном из заседаний Президиума РАН, – яркий тому пример. В планах у крымских ученых – решать задачи морской навигации, собирать фундаментальную информацию о состоянии морей и океанов, совершенствовать обслуживание портов. Для всего этого планируется использовать спутниковые технологии, отлично помогающие в океанологических исследованиях, проведении расчетов дрейфа айсбергов, отслеживании загрязнений вод от нефтяных залежей и других направлениях.

Но докладчик обратил внимание коллег, что сегодня в Крыму мало используют отечественные спутники – в России еще нет таких технологий, которые обеспечивали бы такое же детальное наблюдение, которое уже предоставляют европейские и американские спутники. Поэтому совершенствование отечественных аппаратов тоже нашло место в планах.

Своего развития может ожидать и фундаментальная океанология. Сегодня ученым важно понимать состояние структуры Черного моря и представлять эволюцию всей его природной среды. Для этого планируется проводить комплексное изучение изменений гидрохимической структуры крымских вод, состояния климата и региональных погодно-климатических условий. Кроме того, в планы входят и исследования влияния североатлантического колебания на гидрометеорологические характеристики во всем Атлантико-Европейском регионе.

Развитие еще одного направления – природопользования и защиты береговой зоны – важно не только в научной сфере. Территории полуострова угрожают частые паводки и наводнения, особенно в районе южных рек Крыма. Ученые и исследователи планируют взяться за прогнозирование подобных катастрофических явлений, а также за комплексное изучение береговой зоны, создание специальных систем мониторинга и анализа состояний берегов.

Морская биология и развитие биоресурсного потенциала также не останутся без внимания. За последние годы были проведены 10 экспедиций по всему бассейну вод, в которых Россия экономически заинтересована. Уже сегодня эти точки находятся под постоянным мониторингом крымских ученых. Продолжаются исследования механизмов адаптации, трансформации и эволюции морских и океанических систем в различных условиях. Также на полуострове в последние годы был создан питомник поликлинического культивирования гигантской устрицы и разработана технология выращивания камбалы. Работает учебно-образовательный центр «Коллекция гидробионтов Мирового океана», материалы для которого собирали с конца XIX века в Черном, Азовском, Средиземном морях. Сегодня эти центры активно функционируют под руководством ученых Крыма и других регионов России, предоставляя отличные возможности для реализации всех необходимых научных исследований.

Крым всегда славился успехами в астрономии и развитии космических технологий. Одна только Крымская астрофизическая обсерватория принесла мировой науке множество достижений. Сегодня во всем мире пристальное внимание уделяют изучению Солнца – крымские ученые здесь во многом преуспели. Изучение активности Солнца, формирование представлений о влиянии Солнца на состояние атмосферы, био- и техносферы Земли и околоземного космического пространства – лишь немногие направления будущих космических исследований в Крыму. Для околоземного пространства одним из самых важных и актуальных направлений является мониторинг движения космического мусора. Из-за увеличения объемов мусора околоземное пространство может стать опасным для движения космических кораблей, особенно пилотируемых. За всем этим пристально следят в Крыму, уменьшая опасность и риск столкновений с важными спутниками и кораблями.

Что касается археологии, то в этом направлении Крым - один из самых важных и значимых для развития науки регионов. Как выразился Лев Зеленый, «Крым – одна большая стройка», имея в виду историческую важность этой территории. Он обратил внимание, что в этом направлении необходимо проводить раскопки чуть ли не каждого сантиметра – археологи полагают, что крымская территория еще много чем может порадовать нашу науку. С этим согласился и выступивший в ходе обсуждения доклада директор Института археологии РАН Николай Андреевич Макаров. По его мнению, именно Крым позволит более точно и детально изучить такие исторические периоды, как Античность и Средневековье, а также взаимоотношения Русской равнины и Малой Азии. Макаров напомнил, что у наших исследователей также появилась реальная перспектива заглянуть вглубь истории и разобраться с богатыми межэтническими связями, которые на протяжении многих столетий формировались на территории нынешнего Крыма.

Не менее важным считают ученые развитие сельского хозяйства в Крыму. Ни для кого не секрет, что субтропический климат и плодородные почвы полуострова – мечта для исследователя в области сельскохозяйственных наук. Но, как затем отметил академик РАН Юрий Федорович Лачуга, эта мечта долгое время не могла осуществиться. С 2016 года с водой и энергией в Крыму все наконец-то стало хорошо, и сельскохозяйственная наука теперь способна ставить перед собой любые цели и задачи. А задачи такие – в последнее время отечественные сорта различных, особенно плодовых растений все чаще заменяются зарубежными, менее прихотливыми видами. Современные условия Крыма позволяют шире развивать отечественное сельское хозяйство, поставлять на рынки наши собственные плоды. Кроме того, есть необходимость в развитии сельскохозяйственных технологий по защите от вредителей и патогенов, а также новых технологий хранения плодов и овощей. Этим и хотят заняться крымские ученые уже в ближайшем будущем.

О сельском хозяйстве упомянул и Юрий Плугатарь. В последние годы такие направления, как табаководство, виноградарство и виноделие развивались чуть ли не семимильными шагами. Кроме того, создавались и совершенно новые для России отрасли хозяйства, были собраны несколько огромных коллекций растений. Нашими учеными были освоены более девяти тысяч декоративных, цветочных и технических культур – огромнейший генофонд, призванный служить интересам страны. Ученый с радостью отметил, что вектор дальнейшего движения в науке наши ученые выбрали правильно.

Последнее обсужденное на заседание направление научного развития Крыма – курортология и медицина. Главным направлением в тематике научных институтов сегодня считают детские заболевания, изучение влияния особых крымских условий на состояние здоровья детей, приезжающих на полуостров в лагеря и стационары. Ученые-медики находятся в активном поиске способов лечения детей и улучшения состояния их здоровья в специальных центрах Крыма. В ближайшие годы этому направлению собираются уделить особое внимание.

Сегодня Крым успешно сотрудничает с большинством научных организаций всех регионов России. На заседании Президиума РАН обсудили лишь немногие направления и задачи, стоящие перед крымскими учеными и исследователями. Самое главное в этой сфере, как считает академик Зеленый, – обеспечить бесперебойное взаимодействие наших ученых с исследователями Крыма, способствовать успешному развитию крымской науки, а также предоставить нашим коллегам все условия для успешной и продуктивной научной работы.

Лев Зеленый, академик РАН