Каменные «грибы» - природный феномен, встречающийся в разных странах мира. Они есть, например, на Алтае и в Крыму, в долине Сатера. Высота самого большого - около семи метров. Ещё более могучий великан, которого здесь звали Стражем Долины, несколько лет назад рухнул под собственной тяжестью. Однако местные жители подметили, что одновременно на склоне появляются новые, от полуметра высотой, «грибочки». Как настоящие грибы, они растут и разрушаются со временем. Как такое возможно? Ведь речь идёт о камнях. Правда, состоят они из различных пород: сверху находится тяжёлая каменная «шляпка» из гранита, снизу - плотная красноватая «ножка» из небольших камней и глиняных пород. Но каким образом всё это формируется?

Как обычно в таких случаях, вокруг удивительных образований возникает множество легенд, мифов и фантастических гипотез. Есть свои догадки и у представителей науки.

«Ученые не могут прийти к единому мнению по поводу образования так называемых каменных «грибов», - говорит Виктор Тарасенко, президент Крымской Академии наук, советник дирекции НИИ СХ Крыма, доктор геолого-минералогических наук, профессор.

- Как геологу, литологу мне приходилось работать в разных регионах, и подобного рода образования доводилось встречать не только в Крыму. Иной раз они имеют поистине циклопические размеры. Замечено, что, чем теплее климат, тем крупнее размеры этих образований. В зависимости от природных условий они могут также иметь различную форму, цвет, состоять из различных пород. Однако принципы их образования аналогичны».

По мнению Виктора Тарасенко, всё можно объяснить процессами накопления осадочных толщ на бывшем дне океанов и морей, когда из-за наступления суши формировались так называемые фациально-изменчивые породы. В этой тектонически неустойчивой обстановке появляются различные типы почв - илистые, глинистые, грубо-обломочные и так далее. Всё это осложняется, когда идут вулканогено-осадочные процессы, также свойственные Крыму и в частности долине Сатера.

«Геологи часто пребывают в замешательстве, когда вместо прогнозируемых процессов наблюдают мешанину, пёстрый геолого-осадочный разрез, - говорит Виктор Тарасенко. - В Крыму, где царит так называемый разрывной тектонический тип, такое случается нередко».

Температурный режим, те или иные бактерии, мхи и лишайники, солнечная радиация - всё это воздействует на протекание данных процессов, и в первую очередь разрушаются менее прочные породы. Верхняя, плотная часть в данном случае играет цементирующую, экранирующую роль, предотвращающую разрушение «гриба». Вот и получается, что благодаря подвижным мягким породам «гриб» растёт, а благодаря плотным - сохраняется длительное время, в течение десятков и даже сотен лет.

«Крым - с геологической точки зрения словно клавиатура гигантского рояля, - говорит Виктор Тарасенко. - Все «клавиши» играют свою уникальную роль. Скорость тектонических процессов - 2-3 мм в год. Вот и получается, что за несколько десятилетий, буквально на наших глазах вырастает такой «гриб». Причина всему - эндогенные процессы, которые могут происходить на глубине до 100 км. В альпийско-складчатой области, к которой мы принадлежим, есть магматические очаги вулканической активности, геотермальные поля с температурой значительно выше ста градусов. Крым находится в активной фазе, и поэтому подобные структуры могут формироваться прямо на наших глазах. Причудливые образования в Долине Привидений, каменные «грибы», многочисленные пещеры - всё это выглядит как чудо, однако никакой мистики тут нет».