Коллективный портрет — это герои статей, которые вышли в журнале за эти годы.

Михаил Валентинович КОВАЛЬЧУК,

президент НИЦ «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН, доктор физико- математических наук:

«Именно в нашем институте, стоявшем у истоков великого советского атомного проекта, развивались биология, опальная долгие годы генетика, медицинские технологии, отсюда вышел Рунет. В последние годы Курчатовский институт стал флагманом развития принципиально новых природоподобных технологий. В наших стенах последнее десятилетие стараниями наших ученых развивается та самая конвергенция нано-, биологических, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук, о которой мы часто рассказываем со страниц журнала "В мире науки"».

Олен Степанович НАРАЙКИН,

вице-президент НИЦ «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН, доктор технических наук:

«Сохранение нашей цивилизации, ее будущее связаны с появлением и развитием конвергентных НВИКС-природоподобных технологий. Именно природоподобие — это на самом деле трансформация созданной человеком техносферы в такое состояние, когда она станет частью природы и все технологические процессы станут элементами самосогласованного ресурсооборо- та природы».

Евгений Павлович ВЕЛИХОВ,

академик РАН, почетный президент НИЦ «Курчатовский институт», доктор физико- математических наук:

«На базе Курчатовского комплекса НБИКС- технологий мы проводим сегодня исследования по всем передовым научным направлениям в области материаловедения, нано- и микроэлектроники, метрологии, нанодиагностики, ядерной

медицины, живых систем и биотехнологий. И это великая научная революция. Новые результаты в этой области изменят наш мир в ближайшем будущем».

Екатерина Борисовна ЯЦИШИНА,

заместитель директора НИЦ «Курчатовский институт», руководитель лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках, кандидат философских наук:

«В 2015 г. мы начали развивать новое для нас направление исторического материаловедения. Все материаловедческие методы, которые мы применяем, — синхротронная и нейтронная визуализация, микроанализ и электронная микроскопия, газовая хроматография и масс-спектрометрия, компьютерная томография и пр. — позволяют увидеть объект изучения буквально послойно, его структуру, состав. Все это дает много новой информации, которая дополняет результаты исторических исследований».

Павел Константинович КАШКАРОВ,

помощник президента НИЦ «Курчатовский институт», доктор физико-математических наук:

«Это мировая тенденция — трансформация исходно ядерно-физических национальных лабораторий и институтов в многопрофильные междисциплинарные научные центры. Они располагают мощнейшей экспериментальной базой, в том числе такими мегаустановками, как источники синхротрон ного излучения, нейтронные реакторы, ускорители частиц, которые задействованы в очень широком спектре исследований. Все центры такого масштаба, в том числе Курчатовский институт, ассоциированы с большим числом образовательных учреждений, потому что один университет не может полностью закрыть их потребности в кадрах».

Алексей Сергеевич ОРЫЩЕНКО,

генеральный директор НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей», доктор технических наук:

«Наша совместная работа, тесное сотрудничество с Курчатовским институтом вышло на новый уровень в последние годы, когда мы вошли в его состав. Сегодня самое интересное — процесс разработки биоконструкционных материалов. Даже дух захватывает, когда понимаешь, какие перспективы это открывает для человечества».

Вячеслав Александрович ДЕМИН,

директор-координатор по направлению «Природоподбные технологии», кандидат физико-математических наук:

«Что касается долгосрочных и амбициозных задач, мы планируем сосредоточиться на разработке и реализации крупноблочной архитектуры мозга на основе нейроморфных систем, включающей все (или большинство) принципиально необходимые для работы мозга подсистемы: распознавание образов, формирование ассоциаций, фокусировку внимания, принятие решений (выбор действий), осуществление действия, обучение, кратковременную и долговременную память».

Сергей Владиславович ИВАНОВ,

директор Института физики высоких энергий (ИФВЭ) им. А.А. Логунова НИЦ «Курчатовский институт», академик РАН, доктор физико-математических наук: «Наличие установок, объединяемых общим названием "исследовательские мегаустанов- ки", — это индикатор научного, технологического уровня страны, особенно если они построены на собственной промышленной и технологической базе. Это показатель того, что страна имеет ресурсы, прежде всего кадровые,

интеллектуальные, которые позволяют ей заниматься фундаментальными исследованиями на самом переднем крае современной науки и которые служат основой для прикладной науки».

Тимофей Евгеньевич ГРИГОРЬЕВ,

начальник отдела нанобиоматериалов и структур Курчатовского комплекса НБИКС-природоподбных технологий, кандидат физико-математических наук:

«Мы стараемся свести воедино нано- и биотехнологии, соединить их с клеточными технологиями, понять, как структура этих материалов влияет на их свойства. При этом, создавая структуру, определяющую свойства материалов, мы часто берем пример с природы, которой это удалось очень тонко и точно. Направления работы нашего отдела и лаборатории полимерных материалов так же масштабны, как возможности науки о полимерах и в принципе химии».

Валентин Иванович ЗАХАРОВ,

ведущий научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт» — ИТЭФ, доктор физико-математических наук:

«Мы живем в то время, когда создается новый синтез наук. Я полностью согласен с тем, что сейчас происходят перераспределение ролей разных дисциплин и их конвергенция. Для меня как теоретика на первый план выходит релятивистская квантовая механика большого числа частиц на новом уровне с приложениями к задачам физики элементарных частиц, твердого тела, биологии. Сейчас это мировая тенденция, которая очень рано была осознана в Курчатовском институте».

Райф Гаянович ВАСИЛОВ,

начальник отдела биотехнологий и биоэнергетики Курчатовского комплекса НБИКС-природоподбных технологий, доктор биологических наук:

«Природа располагает очень эффективными технологиями, которые она создавала и совершенствовала на протяжении сотен миллионов лет эволюции, и нам сейчас для того, чтобы выжить, нужно учиться у природы. Альтернативный вариант — техносферная цивилизация, с неизбежностью ведущая к диссонансному развитию человечества и системному кризису. Исследования, которыми занимаются в комплексе НБИКС- технологий НИЦ "Курчатовский институт", как раз и нацелены на создание таких природоподобных технологий».

Роман Алексеевич СЕНИН,

заместитель руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований, кандидат физико- математических наук:

«Какие конкретно методы используются в исследованиях артефактов? Мы можем методами рентгеновской дифракции определить структуру образца, методами рентгеновской визуализации, томографии — увидеть внутреннее расположение частей объекта. Можем получить химический состав, выяснить, например, в каких соединениях находятся определенные химические элементы внутри конкретного артефакта».

Михаил Дмитриевич СКОРОХВАТОВ,

руководитель отделения физики нейтрино НИЦ «Курчатовский институт», доктор физико-математических наук:

«Существуют удивительные явления, связанные с нейтрино, которые невозможно объяснить с помощью стандартной модели частиц. Это первая причина актуальности исследований.

Во-вторых, нейтрино, очень слабо взаимодействующее со средой, оказывается весьма полезным инструментом для междисциплинарных исследований крупных объектов — Солнца, Земли ит.д. Третий важный аспект— глубокая связь нейтринной физики с другими областями науки, такими как астрофизика или космология: мы будем лучше понимать свойства материи и Вселенной, именно изучая фундаментальные свойства нейтрино».

Ирина Константиновна МАЛАШЕНКОВА,

руководитель лаборатории иммунологии и вирусологии НИЦ «Курчатовский институт», кандидат медицинских наук:

«В последние 35 лет показано, что иммунные процессы неполностью автономны: они регулируются мозгом. Аналогично нервные процессы регулируются состоянием иммунитета. Было установлено, что активность ряда областей мозга (гипоталамуса, гипофиза, гиппокампа, миндалины) влияет на состояние иммунной системы. Наша лаборатория занимается направлением, которое сейчас активно начало развиваться во всем мире, — психонейроиммунологией, изучающей связь между поведением, функциями нервной и эндокринной систем и иммунными процессами».

Дмитрий Сергеевич БЛАУ,

«Эксперимент ALICE— один из четырех экспериментов на Большом адронном коллайдере, основная цель которого заключается в исследовании свойств кварк-глюонной плазмы. Это экстремальное состояние вещества, в которое переходит обычная, известная нам адронная материя при очень высоких температурах, на много порядков превышающих температуру в центре Солнца. Считается, что такие температуры и такое состояние были в первые доли секунды после Большого взрыва. Поэтому можно сказать, что мы изучаем нашу Вселенную на самых ранних этапах ее эволюции».

Елена Викторовна ЛУЩЕВСКАЯ,

старший научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт», кандидат физико-математических наук:

«Я занимаюсь расчетами на суперкомпьютере. Для этого использую точную теорию, которая на сегодняшний момент существует, — это квантовая хромодинамика, единственный сейчас хороший кандидат на описание физики сильных взаимодействий. Расчеты на суперкомпьютерах воспроизводят структуру взаимодействия между кварками в протонах и нейтронах, а также в мезонах. Это считается адекватным описанием реальности».

Станислав Владимирович ПОСЛАВСКИЙ,

научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт», кандидат физико- математических наук:

«Я занимаюсь теоретическими исследованиями, и в первую очередь это исследование процессов с участием очарованных и прелестных кварков. Они не входят напрямую в состав известных нам частиц, таких как протоны и нейтроны, из которых состоит материя. Тем не менее они играют огромную роль в физике сильных взаимодействий: если какое-то из поколений кварков изъять, картина мира будет совершенно другой».

Виктор Михайлович ПОЖИДАЕВ,

главный специалист отдела биотехнологии и биоэнергетики Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий, кандидат химических наук:

«Особую сложность исследованиям придает то, что мумии пролежали в захоронениях не одно тысячелетие и многие органические вещества,

входящие в бальзамирующие рецепты, подверглись значительной деградации. Благодаря методу хроматографии все эти компоненты разделяются на отдельные соединения, а с помощью масс-спектрометрического детектора идентифицируются. Таким образом, путем определения всех этих веществ проводится реконструкция исходного состава и делается окончательный вывод».

Елена Юрьевна ТЕРЕЩЕНКО,

старший научный сотрудник лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках НИЦ «Курчатовский институт», кандидат физико- математических наук:

«Историки, с их собственных слов, очень долго находились под сильнейшим впечатлением от полученных результатов, потому что они никак не могли предположить, что мы сможем извлечь так много информации, не повреждая предмет, под мастикой. То есть мы смотрели сквозь нее. И синхротронных, и нейтронных "фотографий" оказалось достаточно для того, чтобы увидеть очень много важнейших деталей».

Ольга Игоревна ИВАШКИНА,

младший научный сотрудник лаборатории нейробиологии НИЦ «Курчатовский институт»:

«Мы занимаемся исследованием механизмов ассоциативной памяти: каким образом мозг запоминает что-то новое, как формируется долговременная память. Раньше было никак невозможно дважды заглянуть в мозг одного и того же животного, узнать, как нейронные механизмы, связанные с обучением, пересекаются друг с другом. Переход на эксперименты с заглядыванием в мозг живых организмов и оценкой их нейронной активности позволил сделать такой прорывной шаг».

Олег Владимирович АКИЛИН,

руководитель отделения ресурсных центров НИЦ «Курчатовский институт»:

«Задача нашего отделения— организовать эффективную и бесперебойную работу оборудования в режиме коллективного пользования. Это подразумевает не только проведение самого исследования, но и организацию ремонтных, сервисных работ, поверки оборудования, то есть поддержание инфраструктуры в работоспособном состоянии».

Сергей Александрович ТИХОМИРОВ,

руководитель Ресурсного центра лабораторных рентгеновских методов НИЦ «Курчатовский институт»:

«Уникальность нашего ресурсного центра в том, что мы обладаем набором рентгеновских аппаратов, которые могут работать с различными веществами, будь то биологические, полимерные вещества, сплавы металлов или материалы наноэлектроники, сверхпроводящие материалы. Это дает колоссальные возможности для проведения изысканий на максимально высоком уровне».

Алексей Николаевич КУХТЕНКОВ,

руководитель Ресурсного центра ядерно- физических методов измерения НИЦ «Курчатовский институт»:

«Позитронно-эмиссионная томография— это метод, который позволяет не только выявлять онкологические и кардиографические заболевания на самых ранних стадиях, но и прогнозировать риск их возникновения. Разработка и внедрение этих методов считаются передним краем медицинской науки, основой медицины будущего».

Михаил Юрьевич ПРЕСНЯКОВ,

руководитель Ресурсного центра зондовой и электронной микроскопии НИЦ «Курчатовский институт»:

«Если два года назад мы занимались в основном материаловедческими задачами, то с появлением двух суперсовременных криогенных микроскопов мы вступили в очень интересное фундаментальное направление структурной биологии. Именно здесь, на стыке дисциплин, рождаются новые открытия».

Андрей Вячеславович ЕМЕЛЬЯНОВ,

руководитель Ресурсных центров электрофизических методов и оптической микроскопии и спектроскопии НИЦ «Курчатовский институт»:

«Мозг — это вычислительный процессор со сверхпараллельной архитектурой. Именно поэтому он так эффективно работает. Мы пытаемся реализовать эти принципы в "железе" и создать подобие человекоподобной системы — своего рода искусственный интеллект. И определенные успехи уже есть».

Ирина Юрьевна ЗАРАЙСКАЯ,

руководитель Ресурсного центра нейрокогнитивных исследований НИЦ «Курчатовский институт», кандидат биологических наук:

Мы можем проводить исследования как на отдельных нейронах, так и на культурах нейрональных клеток, выращиваемых на электронных матрицах. А это значит, что по мере созревания такой нейрональной культуры есть возможность регистрировать ее электрическую активность, чтобы дальше проводить

исследования по обучению нейрональных культур. Это искусственно выращенные нейронные сети, аналог тех нейроконнектомов, которые существуют в целостном мозге».

Вячеслав Николаевич КОСТРОМИН,

руководитель Ресурсного центра органических и гибридных материалов НИЦ «Курчатовский институт»:

«Одна из важных особенностей центра— возможность собственного изготовления опытных образцов: композитных, многокомпонентных и наполненных полимерных материалов при различных температурах и времени смешения. Таким образом, вся линейка оборудования позволяет исследовать исходный, а затем модифицированный материал».