Основная аудитория Школы - студенты старших курсов и аспиранты естественно-научных факультетов из трёх стран-партнеров: России, Германии и Швеции. 

Организаторы нынешней Школы: НИЦ "Курчатовский институт", Немецкий синхротронный центр DESY, Министерство науки и образования Германии, Шведский комитет по науке, Российской фонд фундаментальных исследований и Санкт-Петербургский госуниверситет.

Темы летней школы RACIRI ежегодно меняются и актуализируются. Они включают в себя науки о материалах, нано-, биотехнологии, кристаллографию, когнитивные науки и др. Основная экспериментальная база для этих исследований – мегаустановки: источники синхротронного излучения, рентгеновские лазеры и источники нейтронов. Нынешняя летняя школа посвящена конвергентным наукам и технологиям для общества.

Сама идея этой летней молодежной школы была предложена в 2012 году президентом НИЦ "Курчатовский институт" М.В. Ковальчуком, Хельмутом Дошем (директор DESY) и Ульфом Карлссоном (профессор университетов Стокгольма и Упсалы). Первая RACIRI прошла в августе 2013 года в Петергофе, на следующий год в Стокгольме и затем на о. Рюген (Германия).

В качестве лекторов на RACIRI участвуют известные учёные, исследователи, профессора ведущих университетов. В этот раз на Школу приехали лекторы из университетов Стэнфорда, Уппсалы, Стокгольма, Бохума, известных европейских научных центров DESY, ESRF, XFEL и других. Также с лекциями выступят сотрудники НИЦ "Курчатовский институт", Московского государственного университета, ФНИЦ "Кристаллография и фотоника" РАН, Физико-технического института им. Иоффе, Института катализа имени Борескова СО РАН и др.

Впервые на Школе RACIRI-2016 предусмотрена отдельная секция, пока небольшая, посвященная естественно-научным методам в исследовании культурного наследия. В программу летней школы RACIRI включены также постерные сессии и конкурсы – презентации science slam по научным работам участников. Программа летней школы RACIRI-2016, кроме того, предусматривает экскурсии участников в дом-музей И.Е. Репина, Кронштадт и Царское село, а также посещение НИЦ "Курчатовский институт" в Гатчине и физического факультета Санкт-Петербургского университета.

На открытии с приветствием к участниками обратился президент НИЦ "Курчатовский институт", президент Программного комитета RACIRI М.В. Ковальчук. Он кратко рассказал об уникальном природном и культурном регионе, где проходит Школа – Курортном районе Санкт-Петербурга, напомнил также о нашем великом соотечественнике художнике Илье Репине и тех достопримечательностях, которые предстоит увидеть молодым ученым за эту неделю. Михаил Валентинович также подчеркнул важность такой международной Школы в столь непростые времена. По его мнению, наука является одной из наиболее устойчивых систем любого общества. Поэтому этот в хорошем смысле консерватизм и традиционализм помогает оставаться над политикой и продолжать развивать деловые и дружеские контакты, ради чего, собственно говоря, и проводятся подобные мероприятия.

Сопредседатель Программного комитета Школы, директор DESY Хельмут Дош напомнил о трех предыдущих Школах RACIRI, о том, как менялись темы и совершенствовалась научная программа. Большая заслуга в этом со-председателей Организационного комитета с российской и немецкой стороны – профессора Гюнтера Кайндла и Павла Кашкарова. Развернулась небольшая дискуссия о том, стоит ли задавать лекторам как можно больше вопросов по ходу лекции. Мнения разделились - университетские профессора Г. Кайндл и П. Кашкаров предложили вынести все обсуждения на tutorials -  семинарские занятия, которые проводят лекторы с теми участниками, которые хотели бы более детально пообщаться с лекторами по теме лекции. Такая форма научного общения очень эффективна, как показал опыт предыдущих Школ.  

После открытия RACIRI-2016 М.В. Ковальчук выступил с пленарной лекцией, посвященной конвергентным наукам и природоподобным технологиям, развитием которых, в частности, успешно занимается последние несколько лет НИЦ "Курчатовский институт".

Впереди еще целая неделя интересных лекций, экскурсий, а главное – научного и дружеского общения.