Ученые из Калифорнийского технологического института (CALTECH, США) обнаружили новый вид червей, процветающих в экстремальных условиях соленого, насыщенного мышьяком озера Моно. У нового вида, временно названного Auanema sp., три разных пола. Он переносит своих детенышей в собственном теле, как кенгуру, передает пресс-служба CALTECH. Описание вида появилось в журнале Current Biology.

Озеро Моно, расположенное в на востоке Центральной Калифорнии, более, чем в два раза соленее океана: в настоящее время содержание соли в водах Моно составляет 69 г/л, а в океане – 31,5 г/л. В озере с высокой концентрацией мышьяка (уровень в 500 раз превышает дозу этого яда, смертельную для человека) не обитает рыба, в нем водятся лишь (если не считать бактерии и водоросли) солоноводные креветки, рачки Artemia monica и мухи, способные нырять под воду. Недавно ученые обнаружили еще одних обитателей озера: восемь видов микроскопических червей, которые относятся к классу нематод. Один из них был прежде не известен науке – Auanema sp.

Нематоды, или круглые черви – одни из самых многочисленных и широко распространенных многоклеточных животных, поэтому ученые из лаборатории профессора биологии Пола Штернберга (Paul Sternberg) полагали, что они смогут найти червей и в суровых условиях озера Моно. Восемь видов, которые они обнаружили, разнообразны: среди них встречаются и паразиты, и хищники. Важно отметить, что все они устойчивы к воздействию мышьяка в озере и поэтому считаются экстремофилами – организмами, которые процветают в условиях, непригодных для большинства форм жизни.

Сравнивая новый вид Auanema с родственными видами того же рода, исследователи обнаружили, что его представители также обладают высокой устойчивостью к мышьяку, даже если не живут в среде с высоким уровнем мышьяка. Также выяснилось, что Auanema sp. может быть мужского, женского пола, а также может быть гермафродитом. Новый вид способен процветать в лаборатории в нормальных, неэкстремальных условиях. Только несколько известных в мире экстремофилов могут быть изучены в лабораторных условиях.

Это говорит о том, что нематоды могут иметь генетическую предрасположенность к устойчивости и гибкости при адаптации к суровым и комфортным условиям. Исследователи планируют определить, существуют ли конкретные биохимические и генетические факторы, которые способствуют успеху нематод, и определить гены Auanema sp., которые могут обеспечить устойчивость к мышьяку. Загрязненная мышьяком питьевая вода является серьезной проблемой здравоохранения во всем мире; Понимание того, как эукариоты, такие как нематоды, справляются с мышьяком, поможет ответить на вопросы о том, как токсин проходит через клетки и органы.

Лаборатория Штернберга давно интересуется нематодами, в частности видом Caenorhabditis elegans, который задействует всего 300 нейронов для проявления сложного поведения, такого как сон, обучение, обоняние и движение. Эта простота делает его полезной моделью для изучения фундаментальных вопросов нейробиологии. Важно отметить, что C. elegans может легко процветать в лаборатории при нормальной комнатной температуре и атмосферном давлении.

[Фото: CALTECH]