В. Матвиенко

В. Матвиенко

16 марта председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела открытый диалог с участием заместителя председателя Правительства РФ Татьяны Голиковой, посвященный обсуждению стратегических направлений развития системы образования. Трансляцию вели сайт Совета Федерации, телеканал "Вместе-РФ" и портал "Научная Россия". 

Как сразу обозначила Валентина Матвиенко: «Цель нашей встречи не просто обсудить ход реализации нацпроекта «Образование», а понять, куда мы движемся, какой мы видим российскую школу через 10, 20, 30 лет, потому что образование – это то, что формирует будущее страны, определяет её лицо, её возможности, а также её место в мире. И мы должны понимать, какие ценности впитают сегодняшние школьники, каким видением жизни они будут обладать, к чему они будут стремиться...».

Председатель Совета Федерации подчеркнула, что образование – та сфера, которая должна отвечать запросам не только настоящего, но и будущего, а для этого требуется непрерывное, перманентное развитие, возможно, выходящее за пределы сегодняшних программ и проектов.

Она обратила внимание на несколько концептуальных вопросов, первый из них – семья и школа.

«Семья и школа – сообщающиеся сосуды. Родители и педагоги, прежде всего, - союзники. Они должны взаимодействовать, они должны понимать, чем живут школьники, что их тревожит, что интересует, какая атмосфера царит и в классе, и за его пределами. Что настораживает, общение родителей и учителей зачастую сводится к родительским чатам в мессенджерах, электронным дневникам и так далее. Цифровизация – это хорошо, мы с этим не спорим, но она не должна вытеснять нормальный, живой диалог». Школа должна оставаться, по заявлению Валентины Матвиенко, «территорией полноценного человеческого общения», это справедливо и для документов в сфере образования. По её словам, они должны быть написаны доступным и понятным языком, как для родителей, так и для самих учащихся, в то время как зачастую их авторы предпочитают нормальному русскому языку «бюрократический новояз».

«Мы обязаны стремиться к постоянному росту уровня жизни учителей», - говорит Валентина Матвиенко. «Учителя – это опора общества, и мы должны быть уверены, что каждый, кто выбрал для себя эту благородную профессию должен быть уверен, что государство однозначно обеспечит ему достойную жизнь, которую он заслуживает».

Следующая тема – международные рейтинги: «С одной стороны, это удобный, современный инструмент, с другой стороны, нельзя возводить эти показатели в абсолют, ориентироваться только на них, подгонять все наши задачи исключительно под эти цифры. Давайте не забывать, что наша отечественная система образования была и остаётся одной из сильнейших в мире. Нам надо жить своим умом. Нам нужны собственные ориентиры, которые могут быть сформулированы в стратегии развития образования. Этот документ нужен и я очень надеюсь, что мы с коллегами из Правительства добьёмся его скорейшего появления. Тем более актуально сделать это сейчас, когда в Правительстве идёт серьёзная, системная работа над стратегией 2030 года, которая также должна учитывать тенденции образовательной политики».

Отдельное внимание Валентина Ивановна уделила теме воспитания, как она пояснила, в нашей стране всегда образование было без отрыва от воспитания, но в последнее время будущих учителей стали готовить только по их профильному предмету, практически не прививая социальные, психологические навыки, которые крайне необходимы молодому учителю. «В результате, даже провести родительское собрание становится для многих из них непосильной задачей, не говоря о профилактике вовлечения школьников в противоправную деятельность, недопущения травли в социальных сетях, других новых вызовах, которые, волнуют родительское сообщество», - говорит председатель Совета Федерации.

Следующий вопрос - развитие системы среднего профессионального образования. «В Совете Федерации мы неоднократно подчёркивали, что квалифицированные кадры – это та почва, на которой строится конкурентоспособная экономика. В целом в России и в субъектах федерации более половины выпускников 9-го класса продолжают обучение в колледжах и техникумах. Они должны получать современные, востребованные на рынке труда навыки, работать на реальном оборудовании, находится в контакте с предприятиями своего региона, заранее понимать перспективы трудоустройства. Сегодня этой сфере в субъектах федерации, в первую очередь, уделяется явно недостаточно внимания».

Затем слово взяла Татьяна Голикова, заместитель председателя Правительства РФ. Она последовательно ответила на вопросы, которые были направлены в Правительство, и которые ранее упомянула Валентина Матвиенко. Татьяна Голикова рассказала о доступности образования, дополнительных образовательных программах, обновлении материально-технической базы и решениях по другим вопросам. Как она доложила, в настоящее время ведётся работа по доработке федеральных и государственных образовательных стандартов. Как оказалось, даже члены рабочей группы различно трактуют прочитанное: «Принципиально важно договориться о том, какое же понимание мы вкладываем в эти федеральные и государственные образовательные стандарты.  <…>. Мы договорились о том, что к 26 марта Министерство просвещения представит доработанные предложения по уточнению этих федеральных и государственных стандартов, как с точки зрения того, для чего мы их разрабатываем, так и понятийного аппарата, который в них применяется для того, чтобы мы все говорили на едином языке».

Не менее чувствительная тема для обсуждения, по словам Татьяны Голиковой, – тема педагогических работников, которые в период пандемии ещё раз доказали, что это высокопрофессиональное сообщество неравнодушных людей. Задача государства – обеспечить им надлежащие условия трудовой деятельности. «По предложению Правительства РФ были внесены изменения в Трудовой кодекс, которые дали полномочия Правительству внедрять или разрабатывать отраслевые системы оплаты труда. В настоящее время такие предложения разрабатываются, предполагается, что будет принята модель оплаты труда на основе профессионально-квалификационных групп педагогических работников, что исключит многообразие используемых сегодня систем оплаты труда в субъектах Российской Федерации», - говорит заместитель председателя Правительства РФ.

Отдельно Татьяна Голикова остановилась и на вопросе получения среднего специального образования: «Конечно, движение world skills дало мощное развитие в этой сфере, всё большее количество школьников выбирают для себя среднее специальное образование. Это уже порядка 60% выпускников. <…>. Мы предполагаем, что к 2030 году трудоустройство выпускников колледжей возрастёт и составит до 85%. Почему мы называем эту цифру? Потому что мы видим, как быстро меняется отношение молодых людей к среднему специальному образованию и понимаем, что с высокой долей вероятности».

К вопросам, которые обсуждались во время открытого диалога не были равнодушны и сенаторы, они активно включились в диалог и задали уточняющие вопросы и внесли свои предложения. Как заключила Валентина Матвиенко, каждый представил те проблемы, которые волнуют общество в целом, или те или иные регионы.

Запись трансляции доступна в нашем видео: 

Источник фото на главной странице: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации