«Алмазоносный» космический камень, который взорвался в атмосфере Земли в 2008 году, был частью планеты, разрушенной в начале формирования Солнечной системы. По величине она была примерно такой же, как Меркурий или Марс, сообщают исследователи в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Небольшой астероид 2008 TC3 упал в Нубийской пустыне на севере Судана 7 октября 2008 года. Он получил название Альмахата Ситта, что в переводе с арабского означает «Шестая станция» (так называется железнодорожная станция, которая расположена недалеко от места падения метеорита). Это первый в истории случай, когда было предсказано столкновение небесного тела с Землей: астероид был обнаружен в обсерватории Маунт-Леммон (США, штат Аризона) за день до падения. Масса всех его фрагментов, рассыпавшихся по пустыне, достигает около трех килограммов.

Этот астероид уникален еще и тем, что он относится к редкому типу каменных метеоритов – урейлиту, который имеет уникальный минералогический состав. Урейлит содержит высокий процент углерода, который содержится в камне в виде графита и наноалмазов – структуры, которая имеет сходную с алмазами структуру кристаллической решетки. Долгое время не было точно известно, каково происхождение алмазов в найденном астероиде – и, соответственно, происхождение самого небесного тела. Открытие ученых из Федеральной политехнической школы в Лозанне (Швейцария) позволяет пролить свет на это событие.

Всего известно три теории образования кристаллов алмаза. Первая – «ударная»: вкрапления этих драгоценных кристаллов могут сформироваться при столкновении небесных тел. Другая говорит о том, что они образуются за счет химического осаждения паров углерода. Третья утверждает, что алмазы появились в недрах протопланет.

Анализ найденных в Судане фрагментов метеорита показывает, что размер некоторых алмазных вкраплений достигает до 100 микрон. Ученые утверждают, что давление, необходимое для формирования таких крупных кристаллов, не может быть ниже 20 гигапаскалей (примерно 200 тысяч атмосфер). Такие условия могли быть созданы лишь на планете большого размера, сопоставимых с Марсом или Меркурием. Таким образом, ученые подтвердили третью теорию и доказали, что астероид является обломком древней протопланеты.

Эта находка позволяет приблизиться к понимаю того, как сформировалась наша Солнечная система. Исследователи предполагают, что все урейлитовые астероиды могут быть остатками одной и той же протопланеты, которая существовала задолго до образования известных нам планет.

[Иллюстрация: BBC]