Канадские ученые изобрели стабильный и недорогой способ хранения противовирусных вакцин. Активные ингредиенты лекарства покрываются сахарным «гелем» – с такой оболочкой они остаются жизнеспособными и могут храниться в течение восьми и больше недель при температуре до 40 °C. Новый метод позволит доставить вакцины в бедные и отдалённые регионы: например, вакцину против Эболы в пострадавшие от вируса регионы Африки, сообщается на сайте университета. Описание разработки появилось в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Исследователи говорят, что объединить вакцину и сахар – пуллулан и трегалозу – почти так же просто, как добавить сливки и сахар в кофе. Технология хранения была создана инженерами-химиками из Университета Макмастера, которым принадлежит разработка съедобного покрытия для фруктов и овощей, способное продлить их срок хранения.

Изобретение может заменить нынешний, неудобный, способ хранения лекарств в холоде. Сегодня для сохранения жизнеспособности противовирусных вакцин необходимо поддерживать температуру от 2 до 8 °C. Доставить вакцину в некоторые регионы можно только в минихолодильниках на солнечных батареях, которые везут на себе верблюды. При этом именно транспортировка составляет 80% стоимости лекарства.

«Вы можете потратить все деньги на разработку вакцины, но если она деактивируется высокой температурой за час до того, как вы сможете дать ее кому-то, это не имеет значения», – говорит один из авторов исследования Али Ашкар, профессор молекулярной медицины.

Для нового метода хранения вакцин вместо громоздкого холодильника используется крошечный контейнер для одной дозы, заполненный сахарным «гелем», который высыхает, герметизируя вакцину. Позже врачи восстанавливают лекарство с помощью воды и вводят его пациентам, как обычно. При этом технология добавляет лишь незначительные затраты на подготовку вакцины и устраняет почти все расходы на ее транспортировку.

Метод показал свою эффективность в опыте с мышами. Ученые высушили вирусные вакцины с оболочкой из ДНК (вирус герпеса простого типа 2) и РНК (вирус гриппа А) в смеси пуллулана и трегалозы. Результаты этих исследований показали, что первая вакцина сохраняла свою эффективность в течение, по меньшей мере, двух месяцев хранения при температуре 40 °C, в то время как инактивированная вакцина против гриппа была в состоянии сохранять свою иммуногенность в течение, трех месяцев хранения при 40 °C. Сейчас исследователи работают с коммерческим партнером, чтобы вывести технологию на рынок.

[Фото: JD HOWELL, MCMASTER UNIVERSITY]