2 сентября состоялась пресс-конференция президента РАН Александра Михайловича Сергеева по итогам экстренного заседания президиума Академии. Главной темой заседания было обсуждение проекта постановления Правительства РФ о внесении изменений в правила осуществления РАН научного, научно-методического руководства научных, образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы результатов их деятельности. Журналисты по окончанию заседания смогли задать свои вопросы президенту РАН.

В одном из пунктов проекта сказано: «Оценка проектов тем, проектов планов научных организаций и образовательных организаций высшего образования, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ, и экспертиза отчётов организаций, находящихся в ведении Правительства РФ, осуществляется РАН по решению таких организаций».

Дмитрий Писаренко, представляющий "Аргументы и Факты" задал вопрос, не довелось ли РАН сталкиваться с откровенной лженаукой, ведь отсутствие экспертизы в исследованиях может оказаться полезной для тех, кто хотел бы скрыть уровень своих компетенций и отсутствие научной значимости исследования.

Президент РАН ответил, что подобные работы были, но не в отношении подведомственных правительству РФ научных организаций. Как пояснил А.М. Сергеев, экспертный взгляд важен в большей мере для того, чтобы исключить дублирование научных исследований, выполнение неактуальных работ.  А.М. Сергеев отметил важность экспертной оценки в научных исследованиях: «Кто-то должен это в стране делать. В первую очередь потому, что не много у нас денег на науку выделяется, поэтому деньги нужно использовать максимально рационально».

Журналисты поинтересовались и возможными причинами формирования такого положения от правительства. Александр Емельяненко из "Российской газеты" спросил, не было ли со стороны РАН задержек по времени в выполнении экспертизы или нехватки ресурсов. По словам А.М. Сергеева, серьёзных претензий не было.

 «Есть такие сезоны в году, когда этой экспертизы становится "невпроворот". Всё так концентрируется, когда всем нужно бросить всё  и заниматься только экспертизой. Да, мы стараемся каким-то образом это во времени развести, не всегда это удаётся, но по большей части всё делается в сроки, которые были определены. Может быть, тут были какие-то небольшие замечания. Серьёзных претензий к тому, что Академия наук не умеет проводить экспертизу, не было» - комментирует А.М. Сергеев.

Корреспондент "Научной России" Анастасия Ибрагимова задала вопрос о возможном развитии сценария для РАН. Не появится ли в таком случае у Академии наук больше времени на проведение собственных исследований?

Как пояснил президент РАН, с 2014 года, когда вышел новый устав Российской академии наук, РАН не может заниматься научными исследованиями. «Мы неоднократно это говорили: в основных видах деятельности у Российской академии наук исключён пункт проведения исследований. В целях и задачах это есть, а в основных видах деятельности этого нет, поэтому РАН не получает ни рубля на проведение научных исследований.  Это удивительно. Когда говоришь об этом, собеседники говорят, что это сюрреалистично, но это факт. Российская академия наук не является научной организацией. Мы просто федеральное государственное бюджетное учреждение» - говорит А.М. Сергеев. «Экспертиза – поле деятельности РАН. Тем более странно, что часть этого поля изымается. Если такое постановление будет принято, тогда можно поставить вопрос о функционале РАН. Для чего она нужна? Если это высший экспертный орган, хорошо, давайте будем работать. Если оказывается, что не нужна экспертиза РАН, то давайте на высшем уровне определимся, для чего нужна Академия наук».