Сотрудники Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН нашли в образцах бирманского янтаря четыре ранее неизвестных вида вымерших сетчатокрылых насекомых, специализировавшихся на питании нектаром первых цветковых растений. Они обладали хоботком уникальной конструкции, которая не имеет аналогов среди современных насекомых.

Статья с описанием находки, возраст которой составляет около 100 млн лет, была опубликована в журнале «Cretaceous Research».

Вновь открытые виды относятся к вымершему подсемейству Paradoxosisyrinae, которое входит в состав семейства Sisyridae, принадлежащего к отряду сетчатокрылых (Neuroptera). В латинском названии этой группы не зря присутствует слово «парадокс». В отличие от парадоксосизирин, современные сетчатокрылые не могут похвастать наличием хоботка - все они во взрослом возрасте обладают грызущим ротовым аппаратом и питаются не жидким нектаром, а твердой пищей, например, мелкими насекомыми или пыльцой.

До сих пор парадоксосизирины были известны по одному единственному экземпляру. Проведенное исследование показывает,  что эта группа в середине мелового периода была гораздо более обильна и разнообразна, чем считалось ранее. Всего ученым удалось выявить в бирманском янтаре четыре новых вида, отличающихся окраской и жилкованием крыльев. Один из них получил название Khobotun elephantinus («Хоботун слоновый»), что отражает наличие хорошо развитого хоботка, а другой вид был назван Buratina truncata в честь одноименного литературного персонажа.

По своим размерам парадоксосизирины сопоставимы с небольшими комарами, длина их хоботка не превышает один миллиметр. Впрочем, даже такой маленький хоботок примерно в 1,5 раза длиннее остальной головы и на фоне крошечного тельца смотрится довольно внушительно. Ранее высказывались предположения, что хоботок парадоксосизирин мог использоваться для нападения на других насекомых или даже для кровососания. Однако изучение новых экземпляров показало, что этот орган не годился для прокалывания кожи или кутикулы, поскольку его элементы были слишком разобщены и покрыты волосками, торчащими в разные стороны.

По мнению авторов статьи, основной пищей парадоксосизирин служил нектар цветковых растений, экспансия которых пришлась как раз на середину мелового периода, когда шел процесс образования бирманского янтаря. Примечательно, что в бирманском янтаре помимо парадоксосизирин были найдены мелкие неглубокие цветки с развитыми нектарниками. Предположительно, их и посещали парадоксосизирины, выступая в роли опылителей. Подобно многим современным опылителям, парадоксосизирины были покрыты многочисленными волосками, к которым могла прилипать пыльца.

Чтобы лучше понять устройство хоботка парадоксосизирин, ученые построили его виртуальную 3D-модель. Оказалось, что хоботок этих насекомых не имел единого пищевого канала, а состоял из двух отдельных трубочек, каждая из которых была образована двумя створками. Из-за того, что створки неплотно смыкались между собой, насекомое не могло подкачивать жидкость с помощью мышечного насоса, как это делают бабочки или мухи. Всасывание нектара происходило лишь за счет капиллярного эффекта, что было весьма неэффективно и не позволяло сделать хоботок более длинным.

Авторы работы считают, что несовершенная конструкция хоботка и стала одной из причин вымирания данной группы. «Эти сетчатокрылые были результатом неудачного эволюционного эксперимента, если можно так выразиться, — говорит старший научный сотрудник ПИН РАН Александр Храмов, руководивший исследованием. — Их хоботок напоминал рыхлый веник и значительно уступал по своей функциональности хоботку пчел, мух и бабочек. Поэтому парадоксосизирины проиграли конкурентам и вымерли. Это была тупиковая ветвь эволюции».

Работа была выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-04-00322 «Ранняя эволюция насекомоопыления».

Khramov A.V., Yan E., Kopylov D.S. Nature's failed experiment: long-proboscid Neuroptera (Sisyridae: Paradoxosisyrinae) from Upper Cretaceous amber of northern Myanmar // Cretaceous Research. 2019. In Press.  https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0195667119301181

Рис. 1. Сетчатокрылое насекомое-опылитель Buratina truncata из бирманского янтаря.

Рис. 2. Сетчатокрылое насекомое Buratina truncata, изображенное на цветах вымершего растения Tropidogyne, которое также было найдено в бирманском янтаре.