Новости науки на портале «Научная Россия»

0 комментариев 1220

Родственник диплодока из Подмосковья

В юрских отложениях подмосковного карьера Пески обнаружены два хвостовых позвонка гигантского растительноядного динозавра из группы завропод. Это первая находка завропод в европейской части России.

Динозавр-завропод (рисунок Н.Г. Зверькова).

В юрских отложениях подмосковного карьера Пески обнаружены два хвостовых позвонка гигантского растительноядного динозавра из группы завропод. Это первая находка юрских завропод в европейской части России​. Обладатель этих хвостовых позвонков относился к надсемейству Diplodocoidea, наиболее известный представитель которого – позднеюрский диплодок.

Находки динозавров в европейской части России чрезвычайно редки, потому что во времена их господства – в юрском и меловом периодах – эта территория была дном неглубокого Среднерусского моря. Отдельные скелетные фрагменты динозавров в морских отложениях здесь встречаются лишь как редкие исключения: иногда реки сносили в море туши погибших животных. Единственным выдающимся исключением является подмосковное местонахождение Пески, которое сформировалось в конце батского века среднеюрской эпохи (около 166 миллионов лет назад). В это время Среднерусское море только наступало, размывая нижележащие палеозойские отложения. В Песках известняки среднего карбона были частично растворены, а образовавшиеся карстовые полости заполнили среднеюрские глины с многочисленными остатками позвоночных животных, среди которых кости разнообразных рыб, амфибий, примитивных черепах, хористодер, крокодилообразных и млекопитающих, а также зубы хищных динозавров – теропод. До настоящего времени эти зубы были единственной находкой юрских динозавров в Европейской России.

В этом же карьере, но из более молодых слоев (келловейский век, около 164 миллионов лет назад), в морских отложениях с остатками разнообразных моллюсков и многощетинковых червей были найдены два крупных позвонка. Находку сделал в 1997 г. студент геологического факультета МГУ Александр Выдрик, который передал позвонки в музей Московской городской станции юных натуралистов. Более 20 лет эти позвонки лежали в витрине без внимания, ведь в общих чертах они напоминают позвонки морской рептилии – плиозавра, остатки которых встречаются в юрских морских отложениях Подмосковья. В качестве плиозавровых позвонков они вошли и в сводку по ископаемым рептилиям Москвы и Подмосковья, опубликованную в 2017 г. Однако переизучение с дополнительной очисткой от вмещающей породы позволило установить, что данные позвонки на самом деле принадлежат растительноядному динозавру из группы завропод.

Результаты морфологического и филогенетического анализов показали, что обладатель этих позвонков относится к надсемейству Diplodocoidea, наиболее известный представитель которого – позднеюрский диплодок из США. Однако подмосковный завропод по строению позвонков ближе к представителям другого семейства – дикреозавридам (Dicraeosauridae) – своеобразным, относительно короткошеим завроподам, поздние представители которых имели на шее длинные шипы.

Одним из наиболее противоречивых аспектов в эволюции завропод является вопрос о времени и месте возникновения их наиболее продвинутой группы – неозавропод – и ее разделения на диплодокоидов и макронарий. Находка из Подмосковья позволяет укрепить некоторые ранее высказанные гипотезы. Вероятно, дикреозавриды возникли в Азии, в середине средней юры они проникли в Европу, до того, как Азия была отрезана от Европы Среднерусским морем. Уже из Европы более продвинутые дикреозавриды распространились в Африку и Новый Свет.

Палеогеография Европы на рубеже средней и верхней юры (около 163 миллионов лет назад). Звездочкой показано местонахождение Пески.

Позвонки завропода из местонахождения Пески (Московская область).

Публикация: Averianov A.O., Zverkov N.G. New diplodocoid sauropod dinosaur material from the Middle Jurassic of European Russia // Acta Palaeontologica Polonica. Online 13 May 2020. doi: https://doi.org/10.4202/app.00724.2020