Ученые выяснили, что камень, который внезапно ударил по Луне 21 января, был размером с баскетбольный мяч, - пишет sciencenews.org со ссылкой на arXiv.org.

Тысячи людей наблюдали за полным лунным затмением 21 января, когда что-то внезапно ударило по Луне, создав вспышку света. Теперь астрономы – профессионалы и любители - использовали случайные фотографии удара, чтобы оценить размер объекта.

Астроном Хорхе Зулуага из Университета Антиокия в Медельине (Колумбия) и его коллеги собрали снимки, сделанные любителями в Колумбии и Доминиканской Республике, а также видео, которое транслировалось в прямом эфире на TimeAndDate.com из обсерватории в Марокко, и подсчитали, что воздействие, вероятно, высвободило примерно полтонны энергии в тротиловом эквиваленте.

Команда сообщает, что такое большое количество энергии может высвободиться от удара объекта размером с мяч для софтбола или баскетбола и массой в несколько банок краски (от 7 до 40 килограмм), падающего на Луну со скоростью 13,8 километра в секунду.

Сам Зулуага пропустил затмение из-за облаков. Но на следующий день он увидел в Твиттере сообщения о том, что некоторые наблюдатели видели яркую вспышку, широко интерпретируемую как удар метеорита. Он связался с астрономами-любителями, с которыми работал раньше, и обнаружил, что некоторые из них зафиксировали удар на видео.

Используя эти наблюдения, Зулуага и его команда оценили, что удар, вероятно, оставил кратер шириной от 5 до 10 метров, который может быть замечен с помощью действующего или будущего лунного орбитального аппарата.

По словам Зулуага, тот факт, что это воздействие произошло во время лунного затмения, подтверждает идею о том, что на Луну почти постоянно попадают метеориты. Если бы такие удары были редкими, то обнаружение одного во время часового полного затмения было бы слишком большим совпадением. Предыдущие оценки показывают, что подобные объекты в среднем попадают на Луну раз в час.

Это событие также подчеркивает высокий потенциал открытий, когда астрономы-любители и профессионалы работают вместе. «Лунное затмение не так интересно для профессионалов, как для астрономов-любителей, - говорит Зулуага. – Но, когда у вас случаются такого рода сюрпризы, иметь астрономов-любителей в качестве друзей - это благословение».