Более 150 лет ученые ошибочно классифицируют группу ископаемых насекомых как родственников современных стрекоз. Несмотря на поразительное сходство, у этих окаменелостей головы странной формы, которые исследователи всегда связывали с искажениями, возникшими в результате окаменения. Теперь исследователи во главе с палеонтологом из Университета Саймона Фрейзера (Канада) обнаружила, что эти ископаемые не стрекозы – они представляют собой новую крупную группу насекомых, передает пресс-служба университета.

Результаты, опубликованные в Zootaxa, показывают, что характерная форма невытянутых округлых глаз насекомого, расположенных близко к голове, является определяющей чертой подотряда стрекоз, который исследователи назвали Cephalozygoptera, что означает «голова стрекозы».

Окаменелости были найдены в Британской Колумбии (провинция в Канаде) и граничащем с ней штате Вашингтон (США). Изначально ученые приняли их за останки стрекоз. При более детальном изучении стало ясно, что находки напоминают окаменелость, о которой еще в 1858 году писал немецкий палеонтолог Герман Хаген. Хаген создал прецедент, связав окаменелость со стрекозами, несмотря на другую форму головы, которая совершенно не характерна для этих насекомых.

У стрекоз короткие и широкие головы с «торчащими» в стороны глазами. Однако у окаменелости Хагена были странно округлые голова и глаза. Но он предположил, что это различие было вызвано искажением во время фоссилизации. И поэтому этих насекомых отнесли к стрекозам.

Теперь исследователи проанализировали научные статьи, написанные за 162 года, и обнаружили, что со времен Хагена были найдены многие похожие образцы. Выяснилось, что «искаженная» форма головы была на самом деле истинной формой. А древние «стрекозы» оказались новой группой насекомых. Всего команда выявила 16 новых видов Cephalozygoptera.

Самый старый из известных видов Cephalozygoptera обитал среди динозавров в меловом периоде в Китае, а последний раз было известно о существовании около 10 миллионов лет назад во Франции и Испании.

«Они были важными элементами пищевых сетей водно-болотных угодий в древней Британской Колумбии и Вашингтоне около 50 миллионов лет назад, после исчезновения динозавров, – отмечают авторы работы. – Почему они пришли в упадок и вымерли, остается загадкой».

[Фото: ZOOTAXA]