Новости науки на портале «Научная Россия»

Откуда взялись домашние собаки

Ученые спорят: собак одомашнили в одном регионе Земли или в двух.

Палеонтологи, биологи, генетики, археологи, антропологи из 25 различных институтов с трех континентов собрались в университете Ливерпуля, чтобы подвести промежуточные итоги проекта, посвященного изучению одомашнивания собак. Об этом рассказал участник проекта Ярослав Кузьмин на сайте Сибирского отделения РАН.

Все мы знаем, что собака — один из древнейших друзей человека. Но когда и где конкретно дикие волки превратились в домашних собак? На этот вопрос ответить нелегко. Уже третий год участники международного проекта «Расшифровка одомашнивания собаки на основе совместного анализа древней ДНК и геометрического морфометрического подхода» пытаются ответить на этот вопрос. Для этого были собраны несколько тысяч останков древних собак и древних волков.

Прежде всего необходимо было точно определить, какие из найденных челюстей и черепов можно приписать волкам, а какие собакам. Это само по себе уже было нелегким делом, вызвавшим много споров. На сегодняшний день участники проекта пришли к выводу, что древнейшие собаки в Европе появились примерно 6-14 тысяч лет назад, и что они несут в себе следы двух популяций — европейской и азиатской. Было высказано предположение, что древнейшие собаки существовали в Европе, а затем их популяция смешалась с проникшими сюда собаками из Восточной Азии. В таком случае следует признать то, что собаки были одомашнены в двух разных местах на основе двух разных популяций волков.

Но существует и гипотеза, согласно которой существовал только один, европейский центр доместикации. Теперь участники проекта сосредоточатся на проверке гипотезы о двух центрах доместикации наших любимых четвероногих.

Результаты проекта, отмечает автор статьи, на сей момент полностью противоречат выводам Пэт Шипман (Pat Shipman) о том, что именно собаки помогли кроманьонцам вытеснить неандертальцев. (О книге Шипман уже писал портал Научная Россия