Ученые из Портсмутского университета случайно обнаружили грудную кость древней рыбы, которая была размером с огромную белую акулу и стала самой большой из рыб рода латимерия, сообщает пресс-служба вуза. Результаты исследования опубликованы в журнале Cretaceous Research.

Это открытие было чистой случайностью, отмечают ученые. Они изучали кость из частной коллекции. Коллекционер был уверен, что кость могла быть частью черепа птеродактиля. Оказалось, что это была не одна костью, а множество тонких костных пластинок.

«Тонкие костные пластины были расположены как бочка, но с шестами, вращающимися по кругу, а не сверху вниз. Только одно животное имеет такую ​​структуру, и это целакант – мы нашли костное легкое этого замечательной и причудливой рыбы», – отмечают авторы работы.

Рыба принадлежит к роду латимерий (отряд целакантоообразных), так называемым «живым ископаемым». Окаменелость была найдена в фосфатных месторождениях Марокко – рядом с останками птеродактиля, что доказывает, что рыба жила в меловую эпоху – около 66 миллионов лет назад.

Найденная латимерия была необычайно крупной. Ученые подсчитали, что в длину она могла достигать пяти метров – это значительно больше, чем у редких и находящихся под угрозой исчезновения современных латимерий, которые вырастают только до двух метров в длину.

Латимерии впервые появились (эволюционировали) 400 миллионов лет назад – за 200 миллионов лет до появления первых динозавров. Долгое время считалось, что этот род вымер, но в 1938 году у берегов Южной Африки был обнаружен живой представитель этого рода.

[Иллюстрация: University of Portsmouth]