Исследователи из Великобритании и США определили, что окаменелые останки возрастом 430 миллионов лет принадлежали представителю неизвестного ранее вида, который связан с современными морскими огурцами, сообщается на сайте Йельского университета. Они назвали существо Sollasina cthulhu, в честь чудовища Ктулху, которое впервые было описано в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху».

В статье, опубликованной в журнале Proceedings of Royal Society B, ученые сообщают о новом представителе иглокожих – группы, которая включает в себя морских ежей, морских огурцов и морских звезд . У невыдуманного Ктулху, Sollasina, было 45 трубчатых ножек, похожих на щупальца, с помощью которых он передвигался по дну океана и добывал пищу. Существо было маленьким, размером с большого паука. Его окаменелые останки были найдены в на территории британского графства Херефордшир – месте, которое, как оказалось, является сокровищницей ископаемых древних морских животных. Там залегает особый тип сланцев, известный в палеонтологии как лагерштетты: в них очень хорошо сохраняются отпечатки раковин и даже мягких тканей беспозвоночных.

«Новый вид принадлежит к вымершей группе, называемой офиоцистоидами, – добавил палеонтолог Дерек Бриггс (Derek Briggs) из Йельского университета, соавтор исследования. – С помощью физико-оптической томографии высокого разрешения мы описываем вид в 3D, выявляя внутренние элементы водно-сосудистой системы, о существовании которой у этой группы раньше не было известно. Как и почти у всех ископаемых иглокожих».

Процесс трехмерной реконструкции включает в себя шлифовку окаменелости – слой за слоем – и фотографирование на каждой стадии. В результате ученые получают сотни изображений срезов, которые преобразуются в цифровом виде в «виртуальное ископаемое». По 3D-изображению исследователи смогли различить внутреннюю водно-сосудистую систему Sollasina cthulhu и определить, что новый вид теснее связан с морскими огурцами, нежели с морскими ежами.

Водно-сосудистая, или амбулакральная, система свойственна только иглокожим. Она служит для осязания, дыхания, движения. Ножки иглокожих движутся за счёт изменения полостного давления в ампулах и амбулакральных каналах.

[Изображение: ELISSA MARTIN/YALE PEABODY MUSEUM OF NATURAL HISTORY]