Изучая геном бактерии сальмонеллы, ученые из Корнелльского университета (США) обнаружили mcr-9 – новый ген, который может «перепрыгивать» с одной бактерии на другую. Он настолько прочный, что противостоит одному из немногих в мире антибиотиков последней инстанции – колистину, сообщается на сайте университета.

Колистин – антибиотик, который врачи применяют, когда все другие способы борьбы с инфекцией исчерпаны. Но в последнее время устойчивость бактерий к колистину возникла во всем мире, угрожая его эффективности.

«Этот антибиотик последней инстанции был признан антибиотиком высшего приоритета Всемирной организацией здравоохранения ООН, и ген mcr-9 заставляет бактерии сопротивляться ему», – сказал Мартин Видманн, профессор по безопасности пищевых продуктов и первый автор статьи, опубликованной 7 мая в журнале mBio.

Ученые из команды Видманна обнаружили mcr-9 в геноме штамма пищевого возбудителя сальмонеллы. Поскольку последовательность ДНК гена mcr-9 была сходна с другими генами, которые могли вызывать устойчивость бактерий к колистину, исследователи считали, что штамм сальмонеллы, который нес mcr-9, устойчив к колистину. К их удивлению, бактерия не проявила устойчивости к колистину.

Затем ученые «клонировали» ген сальмонеллы и включили его в кишечную палочку. Тогда они увидели, что этот ген может «защищать» бактерию-хозяина от колистина.

Mcr-9 является последним в этой новой серии «генов устойчивости к колистину»: первый был обнаружен в 2015 году. Национальный центр биотехнологической информации, входящий в состав Национального института здравоохранения, добавил подробности об этом новом гене в свою базу данных. Медицинские работники и другие могут теперь использовать эту информацию для идентификации mcr-9 в бактериях, обнаруженных в пищевых продуктах и у людей. Бактерии, выделенные из пищевых продуктов, теперь можно тестировать на mcr-9, а пациентов можно обследовать на наличие устойчивых к колистину бактерий, которые обладают mcr-9. Все это поможет исследователям улучшить методы лечения и профилактики.

На фото изображена структура белка гена mcr-9. На нем видны различные белковые цепи (однотонные ленты) и поверхность белка (сетка), окружающая его.

[Фото: Ahmed Gaballa, Cornell University]