Группа ученых из Технологического института Вирджинии, Университета Цинциннати (США), Китайской академии наук и Гуйчжоуского педагогического университета (Китай) обнаружила останки грибовидных ископаемых, появившихся в конце ледникового периода около 635 миллионов лет назад. Это самая старая из когда-либо найденных земных окаменелостей. Для сравнения: эти окаменелости старше динозавров примерно в три раза. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications. Новость появилась на сайте Технологического института Вирджинии.

Окаменелые длинные нитевидные образования были обнаружены в небольших полостях хорошо изученных осадочных пород доломита самого нижнего слоя формации Доушаньто в Южном Китае. Сейчас нельзя сказать, принадлежат ли эти останки какому-то конкретному виду грибов.

Но абсолютно ясно, что это открытие является ключом к пониманию множества поворотных моментов на протяжении всей истории Земли: как менялся палеоклимат, как развивалась ранняя жизнь, какие процессы проходили в эдиакарский период и как эволюционировали грибы.

Когда начался эдиакарский период, планета восстанавливалась после катастрофического ледникового периода (ему сопутствует гипотеза «Земля – снежный ком»). В то время поверхность океана была заморожена на глубину более километра, и это была невероятно суровая среда практически для любого живого организма, за исключением некоторых микроскопических форм жизни, которым удавалось процветать. Ученые давно задаются вопросом, как жизнь смогла вернуться к нормальному состоянию и как биосфера смогла стать больше и сложнее, чем когда-либо прежде.

Авторы данного исследования уверены, что микроскопические пещерные обитатели сыграли большую роль в восстановлении земной среды в эдиакарское время. Так, у грибов довольно уникальная пищеварительная система, которая играет еще большую роль в круговороте жизненно важных питательных веществ. Используя ферменты, выделяемые в окружающую среду, наземные грибы могут химически разрушать горные породы и другие твердые органические вещества, которые затем могут переработаться и отправиться в океан.

«Грибы вступают в мутуалистические отношения [отношения взаимовыгодного сожительства – прим. НР] с корнями растений, что помогает им мобилизовать минералы, такие как фосфор. Из-за их связи с наземными растениями и важных циклов питания наземные грибы оказывают определяющее влияние на биохимическое выветривание, глобальный биогеохимический цикл и экологические взаимодействия», – отмечают авторы работы.

Хотя предыдущие доказательства утверждали, что земные растения и грибы сформировали симбиотические отношения около 400 миллионов лет назад, это новое открытие изменило временную шкалу, когда эти два царства буквально захватили землю.

[Фото: Andrew Czaja of University of Cincinnati]