Палеонтологи из России, Великобритании, Латвии и Швеции нашли и изучили окаменелые останки представителей древнего вида тетраподов, который жил на Земле 372 миллиона лет назад. Вид, названный Parmastega aelidae, внешне был похож на современных крокодилов, но, в отличие от этих рептилий, редко выходили на сушу или не выходили вовсе, предпочитая вести водный образ жизни, передает портал EurekAlert!. Подробное описание древнего животного появилось в журнале Nature.

Тетраподы – наземные позвоночные с четырьмя конечностями, обычно служащими для передвижения по суше. Фрагменты ископаемых останков и окаменелые следы тетрапод известны с позднего девона (этот период закончился около 360 миллионов лет назад), однако по ним нельзя составить представление о том, как выглядели древнейшие четвероногие. Исключением являются акантостега и ихтиостега, обитавшие на планете 360-365 миллионов лет назад: их внешний вид ученым удалось реконструировать.

В этом смысле Parmastega aelidae – особенно удачная находка. Теперь мы можем представить себе облик более древнего четвероногого. Хорошо сохранившиеся останки, возраст которых оценивается в 372 миллиона лет, были найдены в Сосногорской формации в республике Коми на северо-западе европейской части России. Останки представлены черепом и костями плечевого пояса животного. При этом отдел плечевого пояса окостенел не полностью. Ученые отмечают, что остальные части скелета – позвоночный столб, кости конечностей – не сохранились скорее всего потому, что они состояли из хрящей. Это, в свою очередь, говорит о том, что Parmastega aelidae не выходил на сушу и в основном проводил время в воде.

Древний тетрапод жил в тропической прибрежной лагуне. Он «скользил» по поверхности воды, высматривая свою добычу, подобно современного крокодилу. Длина тела Parmastega aelidae достигала метра, у него была морда, похожая на морду крокодила, с высоко и близко посаженными глазами, что позволяло наблюдать за тем, что происходило на суше, не поднимая туловище из воды. Строение глазных впадин говорит о том, что глаза четвероногого смотрели вверх, а строение ноздрей – о том, что дышал Parmastega aelidae скорее всего жабрами, а не носом.

У Parmastega aelidae были тонкие иглоподобные зубы, которыми он мог схватить добычу, прежде чем раздавить ее до смерти с помощью массивных клыков, торчащих из нёба. Скорее всего, древний тетрапод питался членистоногими и, возможно, рыбой, которую выбросило на берег.

[Иллюстрация: MIKHAIL SHEKHANOV FOR THE UKHTA LOCAL MUSEUM]