Геофизики из Школы археологии и антропологии Австралийского национального университета под руководством доктора Эндрю Гликсона (Andrew Glikson) обнаружили следы древнего метеоритного кратера — самого большого из известных на Земле. Следы удара небесного тела скрыты глубоко в земной коре. Статью об этом открытии ученые опубликовали в журнале Tectonophysics, а его краткое изложение можно найти в университетском пресс-релизе.

Ученые обнаружили зону удара в процессе бурения, когда изучали геотермальные свойства бассейна Уорбертон в центре австралийского континента, близ границ Южной Австралии, Квинсланда и Северных территорий. Скважина на глубине 2 км вскрыла стекловидные породы, которые образуются в условиях быстро наступивших высокого давления и температур, что случается при ударе. Геологи называют такие породы импактитами.

Магнитное моделирование земной коры на этой глубине показало следы округлых выпуклостей в породах, обогащенных магнием и железом, что соответствует составу земной мантии. По словам Гликсона, на которого ссылаются авторы пресс-релиза, обнаруженные структуры в земной коре имеют вид двух огромных купола. Они могли образоваться при сильнейшем метеоритном ударе, пробившем земную кору до верхней мантии и выдавившем ее материал наверх. Зона обоих мест предполагаемого удара — шириной 400 км. В этом месте земная кора имеет толщину 30 км.

Изучив купольные структуры, ученые пришли к выводу, что они созданы примерно 300 млн лет назад двумя астероидами по 10 км в диаметре каждый. Такой удар привел бы к гибели многих видов существ на планете и послужил бы фактором значительного эволюционного изменения. Проблема, однако, в том, указал Гликсон, что следов метеоритного вещества в виде прослоек в осадочных породах, указывающих на космическую природу катастрофы, породах возрастом 300 млн лет (это самый конец каменноугольного периода) не найдено. Нет никаких данных и о массовых вымираниях живых существ в это время. Ученые пока подозревают, что ударное событие все-таки произошло гораздо раньше — в период между 300 и 600 млн лет назад.