Специалисты из лаборатории дифференциальной психофизиологии НИИ физиологии и фундаментальной медицины (НИИ ФФМ) и лаборатории биологических маркеров социального поведения человека Новосибирского госуниверситета провели исследование, направленное на выявление коррелятов депрессивной симптоматики и тревожного расстройства. Ученым удалось показать, что корреляты корковой активности головного мозга для этих двух состояний фактически противоположны. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Brain research, кратко о них сообщается на сайте НГУ.

В статье рассматриваются два заболевания — большое депрессивное расстройство (БДР) и генерализированное тревожное расстройство (ГТР). Эти заболевания очень часто сочетаются друг с другом: до 95% людей, страдающих депрессией, имеют также диагноз тревожного расстройства. Генетические исследования показывают, что предрасположенность к депрессии и тревожности в значительной степени связана с одними и теми же генами.

Однако выяснилось, что расстройства отличаются друг от друга по ряду параметров. Новосибирские ученые провели исследование на здоровых людях, которые никогда не обращались за помощью к психотерапевтам и психиатрам. Для участия в эксперименте учёными было отобрано 44 человека (средний возраст — 22 года). Выраженность депрессивной симптоматики и личностной тревожности выявляли с помощью опросников.

Эксперимент проводился в формате игры на социальное взаимодействие — восприятие людьми лицевых стимулов. Испытуемым демонстрировалось несколько десятков фото людей, выражающих три вида эмоций — негативные, нейтральные, положительные. После чего они должны были принять решение, как взаимодействовать с изображенным человеком (атаковать, игнорировать или дружить). Одновременно с этим у испытуемых снималась электроэнцефалограмма головного мозга.

«Выявленные корреляты корковой активности фактически были противоположны для депрессии и тревожности. Их можно интерпретировать так, что тревожность связана с гиперреактивной системой контроля внимания, а депрессия — со сниженной реактивностью когнитивных систем мозга», — рассказал Геннадий Князев, заведующий лабораторией дифференциальной психофизиологии НИИ физиологии и фундаментальной медицины и один из авторов работы.