Новости науки на портале «Научная Россия»

Может ли солнечная энергия спасти пчел?

Исследователи из Аргоннской национальной лаборатории Министерства энергетики США давно озабочены проблемой снижения численности насекомых-опылителей, таких как дикие пчелы и бабочки-монархи.

Экологи из Аргоннской национальной лаборатории Министерства энергетики США давно озабочены проблемой снижения численности насекомых-опылителей, таких как дикие пчелы и бабочки-монархи. Чтобы реабилитировать популяцию насекомых, они исследуют различные способы использования объектов солнечной энергетики, которые не вредят насекомым и могут даже стать своеобразным пристанищем для них.

Ученые надеются сохранить и затем увеличить популяцию насекомых-опылителей, которые играют важную роль в национальной и мировой сельскохозяйственной промышленности. Потеря таких видов насекомых может привести к опустошению производства в глобальных масштабах.

Насекомые опыляют почти 75% всех культур, потребляемых людьми во всем мире и присутствующих в нашем повседневном рационе. Антропогенные, экологические стрессоры уже нанесли непоправимый удар по среде и продолжают влиять на нее все больше и больше с каждым днем. Из-за таких серьезных изменений среды насекомые-опылители больше не могут существовать в предназначенном им местообитании, и, как следствие, количество видов насекомых-опылителей уже значительно уменьшилось.

Тем не менее, группа экологов из Аргоннской лаборатории поставила себе задачу найти потенциальные преимущества создания благоприятных условий для обитания насекомых-опылителей на объектах солнечной энергетики. Выбор в пользу солнечной энергии в отдельных районах позволит восстановить экосистему, пригодную для жизни опылителей. Ученые уже изучили более 2800 объектов солнечной энергии в США и обнаружили, что область вокруг солнечных батарей может стать идеальным местом для посадки растений, которые привлекают опылителей.

По мнению исследователей, задача восстановления экосистемы и реабилитация популяции пчел и бабочек станет еще одним шагом к полному переходу сельского хозяйства на солнечную энергию.

«Зона обитания опылителей на солнечных батареях может помочь оптимизировать эффективность использования солнечной энергии в землепользовании, не ставя под угрозу эффективность солнечных панелей», — говорит исследователь Аргоннской нацинальной лаборатории Хайди Хартманн.

Учитывая, что насекомым-опылителям комфортно живется вблизи солнечных батарей, фермерам будет выгодно устанавливать такие батареи в своих хозяйствах и работать на солнечной энергии. «Работа» насекомых-опылителей в свою очередь значительно увеличит урожайность в хозяйстве. Кроме того, использование солнечных батарей в сельском хозяйстве позволит сохранить водные ресурсы и сократить выбросы двуокиси углерода.

Это исследование — одно из первых во всем мире, которое затрагивает вопрос перспектив применения солнечных батарей в сельском хозяйстве для сохранения популяции видов насекомых-опылителей. В ближайшее время группа ученых приступит к полевым работам, чтобы определить размер затрат, необходимых для реализации предложенного ими решения.

Исследование финансировалось Департаментом по энергетическим технологиям солнечной энергии США, в частности Управлением по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии.

[Изображение: Аргоннская национальная лаборатория]