Два космических автономных зонда «Вояджер» (Voyager) готовятся наблюдать совершенно новую для ученых среду — межзвездное пространство. Им помогает орбитальный телескоп «Хаббл», пишет Nature. По данным телескопа, «Вояджерам» предстоит пересечь водородные облака.

Два космических автономных зонда «Вояджер» (Voyager) запущены NASA в 1977 году с целью изучения планет Солнечной системы — Сатурна, Юпитера и Нептуна. Известно, что «Вояджер-2» находится в пределах Солнечной системы, на расстоянии примерно 17 млрд км от нас. «Вояджер-1» уже покинул Солнечную систему и в 2012 году вышел в межзвездное пространство. Он находится на расстоянии 20 млрд км от Земли. За миссией следит группа ученых из США под руководством Юлии Захари (Julia Zachary), бакалавра в университете Вестлейн. Они анализируют данные о полете «Вояджеров» и результаты наблюдений телескопа «Хаббл» за свойствами пространства, где летят зонды.

Аппараты «Вояджер» удаляются от Солнечной системы под разными углами. А орбитальный телескоп «Хаббл» собирает информацию о свете далеких звезд и может дать кое-какие сведения о свойства среды, в которую погружаются «Вояджеры». Анализируя химические следы примесей в излучении звезд, команда Захари может добыть детальную информацию о межзвездном пространстве между «Хабблом» и звездами. Так, телескоп установил, что водородные тучи содержат какое-то количество более тяжелых элементов таких как углерод.

Путь обоих «Вояджеров» сейчас лежит внутри межзвездного пространства — пузыря из материала, который включается в себя Солнечную систему. Данные «Хаббла» показывают, что «Вояджер-2» пройдет пузырь за пару тысяч лет и затем войдет в следующее облако. Неясно пока, сколько времени на это потребуется «Вояджеру-1».

Астрономы использовали инструменты такие как «Хаббл», чтобы получить непрямые данные о материале в межзвездной среде. А «Вояджеры» дают им прямые наблюдения этой таинственной материи, посылая данные на Землю об электронной плотности этих окрестностей. «Как астроном я не привык иметь дело с измерениями из места наблюдения», — цитирует издание Сета Редфилда Seth Redfield), астроном из Вестлейна, члена проекта.

Прямые наблюдения «Вояджеров» и косвенные данные «Хаббла» важны для планирования будущих миссий в межзвездное пространство таких как Breakthrough Starshot (Прорывной звездный удар).