В России, на границе Вологодской и Ярославской областей, находится уникальный Дарвинский государственный природный биосферный заповедник. Он создавался для изучения дикой природы близ Рыбинской ГЭС и Рыбинского водохранилища. Сейчас это дом для двух сотен птиц, включая редкие, "краснокнижные" виды: филин, серый журавль, беркут, скопа, орлан-белохвост и др. Здесь также обитает 37 видов млекопитающих из 6 отрядов и 16 семейств.

Сегодня заповеднику исполняется 75 лет. Он был создан на основании распоряжения Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 июля 1945 года и с тех пор ведет активную природоохранную и просветительскую работу.

Площадь заповедника — около 112 тыс. га. Примерно половина его территории покрыта водой, а остальную часть занимают болота и леса. Такой ландшафт делает заповедник привлекательным для разных водоплавающих птиц, как гнездящихся, так и перелетных. На торфяных болотах заповедника гнездятся чайки, утки-кряквы, кулики, широконоски и другие птицы. Кроме того, Дарвинский заповедник сохраняет основные нерестилища и места нагула всего промыслового стада рыб Рыбинского водохранилища. Территория заповедника в основном покрыта сосновыми беломошниковыми и зеленомошниковыми лесами. Есть здесь также и ельники, березняки, карликовые березы, дубы, клены и другие деревья. В заповеднике можно найти более 30 видов очень редких высших растений. Из видов, занесенных в Красную книгу России, здесь встречаются башмачок настоящий и надбородник безлистный, из регионального списка редких и исчезающих видов флоры Севера европейской части России — ирис сибирский.

В 2002 году заповедник получил статус международного биосферного резервата ЮНЕСКО. Здесь развиты экотуризм и экологическое просвещение. И по-прежнему, основной задачей работников Дарвинского заповедника остается изучение изменений, происходящих под влиянием искусственно созданного Рыбинского водохранилища.

Автор фото в тексте и на главной странице: Игорь Шпиленок / LiveJournal